В Великобритании набирает популярность идея запрета или ограничения личных автомобилей в центрах городов. Недавно об этом объявили в Бирмингеме, теперь — в Брайтоне. Основная идея, которая за этим стоит — возвращение города людям и решение проблемы пробок и загрязнения воздуха. Такой тренд уже заставил некоторых аналитиков предположить, что в 2020-х верховенству автомобилей в умах градостроителей придёт конец.
Как в России изменения начинаются с Москвы, так зачастую и в Великобритании — с Лондона. Столица королевства ещё в 2003 году ввела налог на пробки, а в прошлом году — расширила зону с низким уровнем выбросов. Другие города стараются не отставать.
Бирмингем
Население города — 1,2 миллиона человек. Сравнимый российский город: Ростов-на-Дону
Во втором по размеру городе Англии планируют запретить сквозной проезд через центр для личных автомобилей. Кроме этого, там запустят каршеринг и ограничат скорость в центре до 30 км/ч.
Йорк
Население города — 210 тысяч человек. Сравнимый российский город: Псков
В этом историческом городе через три года будут запрещены поездки на личных автомобилях внутри средневековых стен города, чтобы снизить выбросы углерода. Исключение сделают только для водителей-инвалидов.
Эдинбург
Население агломерации — 794 тысячи человек. Сравнимый российский город: Тюмень
В столице Шотландии в тестовом режиме работает программа «Открытые улицы»: в первое воскресенье каждого месяца улицы центра закрывают для автомобилей.
Бристоль
Население города — 463 тысячи человек. Сравнимый российский город: Курск
Бристоль станет первым городом Великобритании, где будет действовать запрет на личные дизельные автомобили — на них нельзя будет въехать в центр с 7 утра до 3 часов дня (иначе штраф). Исключение сделают для такси и экстренных служб, а для служб доставки организуют платный въезд.
Оксфорд
Население города — 155 тысяч человек. Сравнимый российский город: Миасс
Городской совет предложил ввести в центре «зону нулевых выбросов». Чтобы в неё въехать, водителям нужно будет заплатить 10 фунтов (примерно 820 рублей) в день, а с декабря 2024 года эта сумма удвоится. Штраф за неоплату составит 120 фунтов. Местным жителям предоставят скидку в 10%.
Портсмут
Население агломерации — 205 тысяч человек. Сравнимый российский город: Южно-Сахалинск
В Портсмуте опубликовали планы построить целый район без автомобилей. Его улицы отдадут пешеходам и велосипедистам, а для автомобилей будет построена подземная парковка. Городской совет, который стоит за этим решением, сообщил, что это станет сигналом для остального города и всей страны.
Кардифф
Население агломерации — 479 тысяч человек. Сравнимый российский город: Тула
Столица Уэльса планирует взимать 2 фунта за въезд в центр города со всех, кто там не проживает, чтобы сократить количество пробок и улучшить качество воздуха. Кроме этого, власти собираются развивать трамвай и городскую электричку, строить перехватывающие парковки, снизить стоимость проезда на автобусе и создать новые пешие и велосипедные маршруты.
Лондон
Население агломерации — 14,2 миллиона человек. Сравнимый российский город: Москва
В столице Великобритании с 2003 года действует налог на пробки, а зона платного въезда — одна из крупнейших в мире. В 2019 году была введена зона с очень низким уровнем выбросов, которая в следующем году распространится на весь Большой Лондон. Мэр Лондона Садик Хан хочет, чтобы к 2041 году 80% всех поездок совершались на общественном транспорте, велосипеде или пешком (сейчас эта цифра составляет 63%).
По мотивам The Guardian Михаил Чижов.