Лучшая магистраль в городе — непостроенная

December 4, 2019

В этой борьбе схлестнулись простые работяги и городские власти. Она изменила Ванкувер и сделала его тем самым удобным городом, который есть сейчас.

Картинки по запросу vancouver complete streets

52 года назад депутаты Городского совета Ванкувера проголосовали против строительства магистрали через Чайнатаун, Гэстаун и Даунтаун. Бывший главный планировщик Ванкувера Брент Тодериан, ныне консультант по градостроительству, считает, что это стало «самым важным решением, которое принимал Ванкувер в своей градостроительной политике».

Предлагавшийся тогда маршрут магистрали отрезал бы несколько беднейших районов от остального города — тогда это было частью федеральной программы. Это изменило бы вид на горы и отняло доступ к воде.

Тогда планировщики считали, что новые, современные магистрали могут связать находящиеся в экономическом упадке центры городов с пригородами и другими междугородними магистралями, например, транс-канадским хайвеем.

Но слабые управленческие решения, плохо подобранное время и недовольство местных жителей эти планы обрубило на корню и ненароком побудило Ванкувер стать всемирно признанной урбанистической утопией.

Бум строительства магистралей

Городские магистрали — детище 50–60-х годов, когда города пытались побороть растущее число автомобилей в городе.

Гордон Прайс, научный сотрудник Центра диалога Университета Саймона Фрейзера, считает, что магистрали в то время рассматривались как нечто современное и экономически привлекательное, помогавшее связать города с маршрутами дальнобойщиков, торговыми путями и разраставшимися пригородами. «Сейчас у них плохая репутация, но в 60-е только что построенные магистрали были великолепны. Каждый город хотел встроиться в общеконтинентальную систему магистралей… да и кто тогда не хотел бы».

Тогда уже были построены магистрали в центрах Сиэтла, Торонто и Монреаля, где-то они остаются и по сей день. Но в Ванкувере множество факторов сперва отложило строительство, а затем и заморозило проект. Одним из этих факторов были протесты горожан.

Один из протестующих на митинге в 1960-х, скриншот из телепередачи K:

Реконструкция городов

Планы строительства магистрали в центре города шли рука об руку с философией реконструкции городов, принятых по всей Канаде. Корпорация ипотечного кредитования и жилищного строительства Канады финансировала проекты реконструкции, целью которых была перестройка районов, где жили в основном люди с низким уровнем доходов, с нуля — зачастую без учёта мнения жителей.

Бывший глава правительства провинции Британская Колумбия Майк Харкорт был одним из лидеров протестов против магистралей. Тогда ещё молодой адвокат представлял интересы жителей, владельцев собственности и торговцев района Страткона. По его словам, «мужество китайской диаспоры помогло мобилизовать и других горожан против идеи строительства».

К борьбе также присоединились учёные из университета Британской Колумбии и градостроительная комиссия Ванкувера. После массовых протестов и яростных дискуссий в мэрии предлагаемый план убрали в стол.

File:Vancouver Chinatown 16.JPGЧайнатаун, через который должна была пройти магистраль

Недостаток финансировани

Несмотря на то, что победа Давида (жителей) над Голиафом (мэрией) сейчас приводит в восторг, это только часть истории.

Для этой магистрали было несколько вариантов трассировки, и оппозиция от народа не требовала полного отказа от планов. Наоборот, магистрали продолжали оказывать поддержку на высшем уровне, и проект окончательно умер только когда произошла смена власти на муниципальном, региональном и федеральном уровнях — она повлекла за собой отмену финансирования.

В Ванкувере вскоре избрался новый состав городского совета с радикально иным подходом к градостроительству. В Британской Колумбии в 1972 году к власти пришла Новая Демократическая партия (сейчас — тоже член правящей коалиции). На федеральном уровне политика также изменилась — вместо реконструкции городов начал действовать План по улучшению районов, по которому старые, исторические районы должны были сохраняться.

Рождение «ванкуверизма»

В чём соглашаются большинство градостроителей — борьба против магистрали в центре положила начало той городской политике Ванкувера, что мы видим сейчас.

архитектура, Архитектурное проектирование, бизнес

Поскольку возможности быстро доехать из центра в пригороды не было, градостроители приняли стратегию «сперва жильё», которая увеличила число людей, живущих в центре. По словам Брента Тодериана, «был проложен новый путь развития Ванкувера».

Кроме этого, больше внимания стали уделять общественному транспорту, пешеходам и велосипедистам, а также философии, известной как «ванкуверизм», характеризующейся плотно населёнными районами, где можно и жить, и работать, и развлекаться. «Все детали того, что сейчас называется ванкуверизмом, произрастают из того решения», — считает Тодериан. «Теперь мы — образец для подражания».


P.S. В 2019 году Ванкувер занял шестое место в рейтинге самых пригодных для жизни городов мира по версии журнала "Экономист". Москва в рейтинге 2019 года занимает 68 строчку.

Оригинал. Перевод Михаила Чижова. Поддержите нашу битву:


Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 111 из 25 000 рублей
Дорожная революция
Текущий проект

Невозможно устроить комфортную городскую среду, когда у тебя под окном 10-полосное шоссе. Общеизвестно, что строительство широких дорог, особенно бессветофорных и ведущих в центр, приводит к увеличению количества пробок. Нам необходимо начать в обществе дискуссию про демонтаж хайвеев. Мы придём к этому решению! Сеул пришёл, в США приходят, в Европе сносят хайвеи, и у нас тоже это будет. Но кто-то должен эту дискуссию стартовать. И это будем мы.

Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 111 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему