Все ошибаются. Это позволяет нам самим расти и показывает другим пример, как не надо делать. Во всех случаях, кроме одного: если вы не город. Все считают себя уникальными и надеются, что их-то проблемы точно обойдут стороной. Вот три худшие идеи, которые применяются на практике:
Строительство ТЦ для «оживления» города
Рабочий город Оберхаузен из немецкой Рурской области долго пытался прекратить экономический спад. На торговый комплекс Centro возлагались огромные надежды. И он действительно преобразил город — но совершенно не так, как власти себе это представляли. Вся сфера продаж и услуг переместилась сюда, что привело к краху многих семейных предприятий. Вместо оживлённых улочек в центре теперь пустые витрины и атмосфера упадка.
Оберхаузен в этом плане не одинок: многие города стремились поднять экономику крупными торговыми центрами, но получили лишь нежелательные последствия.
Вот Коувола в Финляндии, например. Строительство большого торгового центра на окраине казалось необходимым стратегическим вмешательством для поднятия экономики. Но с 2012 года этот город известен, в основном, из-за «вымершего» центра и отчаянных попыток воскресить его. А в городе Сейняйоки приняли решение торговым центром привлечь туристов в город и улучшить центр.
Догадаетесь, что с ним станет?
Убрать машины под землю
Продолжим финскую тему. В Тампере приняли стратегию «Пять звёзд»: строительство новых домов, обустройство новых рабочих мест, новая трамвайная система, приоритет пешеходов и велосипедистов. Как этого достичь? Построить подземные паркинги и тоннель, чтобы убрать машины с дорог. На первый взгляд, экологичный и эффективный проект.
Но загрязнение вообще не было проблемой для Тампере, пока не построили подземный гараж на 1000 мест и секцию шоссе в тоннеле. Хотели увеличить пропускную способность центра города — она, разумеется, увеличилась. Что будет делать Тампере? Построит дополнительный въезд в тоннель, чтобы ещё увеличить его вместимость, и ещё один гигантский гараж. При этом изменения для пешеходов и велосипедистов минимальны, а местные жители считают главным результатом проекта его итоговую стоимость.
Можно было обратиться к опыту США, где приблизительно такой же проект был принят в Бостоне в конце 1980-х. Там хотели закопать машины в тоннель, чтобы организовать новые маршруты общественного транспорта и разбить парки. В итоге про транспорт забыли, потратили 15 миллиардов долларов, а бостонцы тратят в пробках больше времени, чем когда бы то ни было.
Строительство шоссе на набережной
Умно спроектированные города по максимуму используют возможности своих «голубых артерий» — рек, озёр и каналов. В Осло, например, из когда-то промышленной береговой линии сделали оживлённые кварталы со смешанной функцией.
фото Tomasz Majewski
Другие города полностью игнорируют все эти истории успеха и только повторяют ошибки прошлого. В 2015 году власти Торонто решили оставить шоссе Гардинер, отрезающее воду от города, несмотря на длительные кампании за снос и планы урбанистов придать жизни этому месту.
А есть города, которые в ещё большей степени плывут против течения. Власти Таллинна решили инвестировать средства в новый хайвей через город, чтобы грузовикам было удобней добираться до порта. Для этого закатают в асфальт один из немногих парков у воды. Вишенка на торте — променад и общественное пространство на узенькой полоске земли между морем и многополосным шоссе.
Перевел Михаил Чижов. Оригинал.