Поговорил с техническим директором Цюрихгортранса (на самом деле он называется VBZ). Он был очень удивлён тем, что где-то может даже идти речь о замене троллейбуса на дизельный автобус, и сказал, что если бы такое произошло в Цюрихе, он ушёл бы в отставку сразу.
— Могли бы вы рассматривать возможность заменить троллейбусы дизельными автобусами сейчас, а затем перейти на электрический транспорт на батареях в будущем? Или это был бы шаг назад?
— Для меня этот сценарий — это пять шагов назад! И я думаю, что в этом случае уволюсь по собственному желанию раньше, чем меня отправит в отставку городской совет. Для меня немыслимо официально перевести одну из троллейбусных линий Цюриха на дизельные автобусы, а потом несколько лет ждать автономного электробуса. Это абсолютно недопустимо!
Ещё попалась мне карта. В Советское время общественным транспортом занимались хорошо, и Москве досталась в наследство самая крупная в мире система электротранспорта. До начала погрома она выглядела так:
Европейские города, которые сейчас принимают программы по переходу на электротранспорт, не могут и мечтать о таком кладе — почти полностью электрифицированные улицы. Готовая инфраструктура, подстанции, персонал — всё готово, чтобы запускать экологически чистый, тихий и эффективный транспорт.
Но нет — самодурство одного человека, с которым так вышло, что он стал мэром Москвы, приводит к тому, что мы теряем эту уникальную инфраструктуру. Не в 60-х годах, как вся Европа, а в 2016, когда уже точно известно, что утрата этих систем европейскими городами была огромной ошибкой, и когда европейцы думают, как им теперь восстанавливать уничтоженное.
Мне часто пишут, что, мол, напиши что-нибудь хорошее, чего ты всё докапываешься до проблем города и страны. Ну вот пишу — хорошее. Крупнейшая в мире система электротранспорта, уникальная совершенно вещь. Только у нас, нигде больше в мире не сохранилась, а у нас есть. Давайте гордиться и развивать, а не уничтожать.