Мало кто знает, но в Москве был уникальный музей общественного транспорта. Музей мог похвастаться крупнейшей в России коллекцией - более 100 экземпляров трамваев, троллейбусов, автобусов и служебной спецтехники, и некоторые экземпляры коллекции существуют в России в единственном экземпляре. В музее были собраны все типы подвижного состава, когда-либо работавшие в Москве, начиная от вагона конки.
Фото 1999 года, когда музей впервые открылся на территории Бауманского депо
К сожалению, нормально музей просуществовал только 2 года. В 2001-м его закрыли в связи со строительством монорельса.
С этого времени музей общественного транспорта превратился в одноименное кладбище:
Раз в год уцелевшую часть коллекции выставляют на ВВЦ на выставках исторического транспорта. Часть вагонов раскидана по депо, где их никто не может увидеть. Цененейшие экспонаты гниют под снегом и дождем. Из-за отсутствия специально выделенной площадки их нельзя не только реставрировать, но и сохранять для дальнейшей работы. Так и ржавеют десятки раритетных образцов городского транспорта, часть истории Москвы.
«Городские проекты» выступили с инициативой воссоздания музея пассажирского транспорта на единой площадке. Мы предложили территорию 4-го троллейбусного парка им. Щепетильникова, бывшее Миусское трамвайное депо. Это место выбрано неслучайно: это старейшее сооружение такого назначения в Москве, подключённое к действующей путевой инфраструктуре, ставшее родоначальником всей системы городского пассажирского транспорта Москвы. Корпуса парка, построенные в 1874 — 1912 гг., являются прекрасными образцами промышленной архитектуры начала XX века. Им присвоен статус «объект культурного наследния Москвы», и они находятся под охраной государства. Стальную конструкцию перекрытий вагонного сарая спроектировал известный инженер и архитектор Владимир Шухов.
Несмотря на то, что 4-й парк является действующим, на его территории можно совместить и музей, и действующий подвижной состав. Старинные корпуса из-за их охранного статуса сносить нельзя, а кроме как разместить в них музей приспособить их особо некуда. Только представьте, какой мог бы получиться музей: в красных кирпичных зданиях с белыми наличниками стоят отреставрированные 100-летние трамваи, на которых можно поездить.
Фото: maxxdroid
Экскурсоводы рассказывают детям, как развивалась транспортная система Москвы и чем хорош троллейбус в центре города. Взрослые москвичи вспоминают, как катались по Садовому на МТБЭС, а потом видели его в кино «Берегись автомобиля». Сейчас так много говорят о том, что надо повышать интерес москвичей к общественному транспорту — музей прекрасно справился бы с этой функцией. Каждый уважающий себя мегаполис имеет музей городского пассажирского транспорта: такие музеи есть в Лондоне, Берлине, Париже, Праге, Вене, Мюнхене, Хельсинки, Стокгольме.
Дело с созданием музея движется хорошо. Нашу инициативу пока поддерживают все без исключения чиновники, к которым мы обращались. Уверен, москвичи тоже будут рады музею. На следующей неделе будет большая встреча чиновников правительства Москвы с представителями общественных организаций и транспортными экспертами, по результатом которой подготовим обращение к Собянину.