Сегодня расскажем о трамваях Сиэтла, но ситуация с Москвой какое-то время назад была похожей. В последнее время многие трамвайные пути были обособлены — физически или разметкой с камерами — но остаются участки, где трамваи всё так же стоят в одной пробке с машинами.
Трамваи Сиэтла легко критиковать. Они чертовски медленно ходят, к тому же, далеко не везде. Просто смотреть на громыхающие полупустые трамваи уже раздражает. Но это не проблема трамваев. Личные автомобили — вот главный виновник проблем.
Каждый день на пересечении Бродвея и Пайк-стрит происходит одно и то же: 2 машины стоят на светофоре, подъезжает трамвай, но не может подъехать к остановке. Только когда загорается зелёный и машины уезжают, трамвай может подъехать к остановке и забрать немногочисленных пассажиров. К тому моменту, как трамваю надо будет ехать дальше, светофор снова горит красным. Получается, трамваю приходится ждать 2 полных светофорных цикла, чтобы проехать перекрёсток.
В двух машинах, блокирующих трамвай, чаще всего сидят только водители. Получается, 2 человека блокируют целый трамвай. Вот какой получается транспортный приоритет в городе: вы полноправно владеете улицами, только если вы в машине. Но если вы едете с другими пассажирами на общественном транспорте — пожалуйста, подождите.
Что-то тут должно измениться: машины не должны выезжать на трамвайные пути.
Два трамвайных маршрута Сиэтла соперничают с прочим транспортом на большей части путей. Если убрать с них машины, время трамваев в пути снизятся и их популярность вырастет. Сиэтл это уже начал делать на некоторых участках обеих линий, но нужно идти дальше и полностью запрещать автомобилям выезд на пути.
Другие города уже опробовали такое решение. Трамваи на Кинг-стрит в Торонто «вообще не работали» из-за автомобилей, как сказал их мэр. И в Торонто просто запретили там парковку и автомобили. Угадайте, что произошло?
За год количество поездок на трамвае выросло на 11% (и на треть в часы пик), трамваи ходят на 4-7 минут быстрее, а число велосипедистов выросло более, чем в 4 раза. Так неэффективный трамвай превратился во что-то полезное, только за счёт того, что машинам запретили заезжать на пути. Другим городам надо поступать так же.
Дон Шелленберг, пресс-секретарь Сиэтлского Дептранса (SDOT), рассказал, что в городе не изучают возможность полностью убрать машины с трамвайных путей, несмотря на введённые на некоторых отрезках пути ограничения. Однако Дептранс Сиэтла прокладывает 300-метровую выделенную линию трамвая на маршруте South Lake Union. Ожидается, что трамвай будет экономить 1-2 минуты при проезде в каждую сторону. Также на той же линии рассматривается другой полностью выделенный отрезок.
На большей части линии First Hill трамваям так же приходится пробиваться через потоки машин. Согласно презентации, представленной в мэрии Сиэтла, у трамвая «серьёзные задержки на Бродвее, особенно при движении на юг в утренний час пик, из-за сильного трафика».
Дептранс Сиэтла посоветовал убрать в одном месте поворотную полосу и заменить её выделенной полосой для общественного транспорта (как недавно в Москве перед проспектом Мира — прим. пер.). Это сэкономит время и трамваям, и автобусам, и автомобилям. Время проезда этого участка трамваями сократится на 30%.
Эти улучшения необходимы, но это только лишь этап перед настоящим решением: запретом автомобилей на трамвайных путях. Городам это важно при расширении сетей, как в Сиэтле с третьей линией, которая соединит первые две. Но там тоже не всё радужно: там должно было быть обособление на 1-ой авеню, но мэр заморозила проект из-за возможного превышения сметы.
Комбинация из трёх соединённых маршрутов на выделенных полосах была бы очень полезной. Трамвай мог бы стать эффективным дополнением к системе общественного транспорта Сиэтла. В Москве, как мы помним, тоже хотели соединять сети, но пока проект так же заморожен.
Обособление трамвайных путей будет встречено обывателями как война с автомобилями, потому что это именно так и есть. Автомобили разрушают мир, здоровье населения и, блин, мешают трамваям! И мы не говорим о запрете автомобилей в ближайших пригородах. Но если мы не можем ограничить личные автомобили в центре, мы обречены.
Оригинал. Перевод Михаил Чижова. Поддержать редакцию 〉〉〉