Национальная ассоциация транспортных чиновников (NACTO) недавно выпустила пособие по проектированию улиц для детей. Портал ArchDaily собрал оттуда 10 советов мэрам, городским чиновникам и проектировщикам, как создавать удобные для детей улицы.
Думайте с высоты 95 сантиметров
Как трёхлетний ребёнок видит мир? Каковы особые потребности младенцев, детей, беременных женщин и нянь, когда они перемещаются по городу — по улицам или на общественном транспорте? Проектирование улиц для детей должно учитывать интересы детей и всех, кто так или иначе с ними взаимодействует. Потребности детей разнятся в зависимости от возраста и местных особенностей, но есть и общее: детям нужны еда, укрытие, игры и здоровое взаимодействие с окружающими. Улицы могут удовлетворить эти потребности, а то, что приносит пользу одной группе людей, может быть полезно и другим. Например, уличные скамейки помогут как беременным женщинам, так и пожилым людям, а тротуары без ступенек — не только родителям с колясками, но и прочим маломобильным. Улицы, удобные для детей, удобны для всех.
Поощряйте отказ от личных автомобилей
Городское пространство — очень ограниченный и очень ценный ресурс. Его распределение определяет эффективность перемещений по городу и то, как люди каждый день используют улицы. Один из способов перераспределить место в пользу «устойчивой мобильности» — сделать выделенки для общественного транспорта, обособленную велоинфраструктуру или более широкие тротуары — благодаря этому больше людей будут использовать меньше места. А иногда можно и полностью возвращать улицы людям, закрывая их для машин, или создавать общие улицы, где пешеходы, велосипедисты и автомобилисты будут в одном медленном потоке.
Повышайте надёжность общественного транспорта
Уже существующие улицы можно сделать эффективнее, запустив по ним приемлемый по стоимости, надёжный, удобный и комфортный транспорт. На улицах должны быть прямые, непрерывные и доступные тротуары, обособленная велоинфраструктура и выделенные полосы для общественного транспорта. Их можно комбинировать, чтобы в течение дня было легко пользоваться разными видами транспорта. Анализируйте, где ходит общественный транспорт, где расположены остановки, чтобы у детей и их сопровождающих была удобная транспортная связь с нужными им местами.
Стройте широкие и доступные тротуары
Тротуары — основа транспортной сети для детей и их сопровождающих. Они должны быть спроектированы так, чтобы по ним и пройти было удобно, и они могли служить общественным пространством, на котором дети проводят значительную часть дня. По хорошо спроектированному тротуару могут пройти все без особых проблем. На отличном тротуаре несколько человек могут идти рядом, и ещё останется место, где кто-то может пообщаться, а дети — поиграть. Безопасные и удобные тротуары должны быть хорошо освещены ночью, фасады зданий на них — активные, с которыми хочется взаимодействовать, на улицах есть место в тени для отдыха, а потеряться не позволит система городской навигации.
Оборудуйте безопасную велосипедную инфраструктуру
Полностью обособленные велосипедные дороги — лучший возможный тип велоинфраструктуры для детей на основных городских улицах. На небольших районных улицах, где скорости низкие, а трафика мало, можно пускать детей на велосипедах и в общем потоке, но на крупных улицах и перекрёстках нужна выделенная инфраструктура. Там, где велосипедистов много, и они часто ездят рядом друг с другом, велодорожки должны быть шире обычного.
Снижайте скорость
Скорость убивает, а смерти детей в авариях предотвратимы: нужно проектировать улицы для безопасной, медленной скорости. Дизайн улицы непосредственно влияет на комфортную для вождения скорость автомобиля. Снизить скорость трафика можно уменьшая количество полос, а также искусственно искривляя проезжую часть, например, шиканами. Скорость на поворотах можно уменьшить за счёт более компактных перекрёстков, а также уменьшая радиус поворота.
Создавайте пространства для игр и обучения
Игра — один из основных способов, за счёт которых дети учатся и развиваются. Игры и обучение должны быть «встроены» в улицы везде, где только возможно: это дополнит то, чему дети научатся в формальной обстановке. Возможности для игр и обучения можно находить в проектах новых улиц, в масштабных проектах преобразования улиц или в точечных изменениях. Уличное пространство, поверхности, уличная мебель и прочие элементы разной высоты — вот главный помощник в этом. Можно выбирать разные текстуры, материалы, цвета, варианты освещения, применять какие-то интерактивные элементы — главное помнить о том, как всё это обслуживать.
Делайте безопасные пешеходные переходы
Пешеходные переходы — основной компонент безопасной, непрерывной пешеходной инфраструктуры. Чтобы всем было безопасно и удобно, переходы должны располагаться часто, быть видимыми и максимально короткими. Проектируя пешеходные переходы, особое внимание следует уделить детям и маломобильным людям. В отличие от «молодых и сильных» взрослых, дети передвигаются медленнее и им требуется больше времени для перехода улицы. Их может быть труднее заметить, и поэтому они более уязвимы на перекрёстках, особенно если те являются очагами аварийности.
Отдавайте приоритет детям
Чтобы создавать удобные для детей улицы на долгосрочной основе, потребуются общие усилия не одного департамента и ведомства. Они должны ставить физическое и психологическое здоровье детей в основу своей работы. И пусть ответственность за создание безопасных городских пространств несут взрослые, важно, чтобы и дети участвовали в процессе: улицы меняются для них. Можно рассмотреть разные варианты участия детей, например, для расстановки приоритетов.
Озеленяйте пространство
Зелень служит своего рода буфером от загрязнителей воздуха, помогает при сильных ливнях и уменьшает эффект от жары. В городской застройке от зелени есть и дополнительные преимущества: так, исследования показали, что в более зелёных районах у детей улучшаются когнитивные функции, лучше развивается мозг, способность фокусироваться и мелкая моторика.
Всё это поможет сделать улицы действительно безопасными для детей. Не бессмысленные надписи на асфальте, не заборы вдоль городских улиц, не внеуличные переходы и не призывы к родителям не отпускать никуда детей. Сам город должен становиться безопаснее.