За последние четыре года улицы самого большого города США стали безопаснее, и прежде всего благодаря шведскому подходу к организации дорожного движения. С 2014 года смертность пешеходов в Нью-Йорке снизилась на 44%, а летальные исходы во всех видах ДТП — на 27%. Как говорит мэр Билл Де Блазио, после введения программы «Ноль смертей» улицы «Большого яблока» стали так же безопасны, как и в те далекие времена, когда люди передвигались на лошадях и колесили в бричках.
Суть программы «Ноль смертей» — в отношении к летальным ДТП. Их стоит воспринимать не как несчастные случаи, а как инциденты, которые можно и нужно предотвращать. Это делается при помощи изменения дизайна улиц и различных ограничений для автомобилей. Впервые эта концепция появилась в Швеции в 1990 годы, и уже в наши дни была взята на вооружение во многих городах США, Канады и Европы.
Вот пять способов снизить летальные ДТП, уже опробованные в Нью-Йорке.
1. Редизайн улиц
В 1990-е годы Бульвар Квинс носил нелицеприятное прозвище — «Бульвар смерти». Человеческая мясорубка стала обычным делом для этой оживленной улицы: начиная с 1990 года здесь погибли 186 человек.
Проблему стали решать только в 2015 году. 12-полосная дорога была посажена на «диету» — часть проезжей части отдали под выделенку для автобусов и велодорожки. Не обошлось и без новых ограничений скорости.
Чтобы не провоцировать пешеходов на нарушения правил, были организованы наземные переходы. Расстояние между противоположными сторонами улицы сократили с помощью островков безопасности. О безопасности велосипедистов тоже позаботились: велодорожки проложили на максимальном удалении от припаркованных машин. Обретя свой новый облик, Бульвар Квинс перестал был Бульваром смерти — количество трагических случаев стало стремиться к нулю. «Если нам удалось превратить Бульвар Смерти в место, где люди с удовольствием ходят пешком и ездят на велосипедах, значит, у нас нет невыполнимых задач» — сказала Джулия Кайт из Департамента транспорта Нью-Йорка.
2. Велодорожки
Так как в последние годы число нью-йоркских велосипедистов резко подскочило, городские власти позаботились и об их комфорте. Citi Bike, аналог московского «Велобайка», предлагает жителям и гостям Нью-Йорка 12 000 велосипедов, которые распределены по 750 станциями по всему городу. Услугами Citi Bike пользуются 143 тысячи человек. В их распоряжении 738 километров велодорожек, из которых почти 100 были построены после начала кампании «Ноль смертей».
«Я и думать не мог, что у нас в городе будут повсеместно сделаны велодорожки», — говорит автор блога Bike Snob Эбен Вайс. При этом он считает, что Нью-Йорк ничем не отличается от любого другого города, где водители, велосипедисты и пешеходы спорят о том, кому же принадлежат улицы. И несмотря на успехи, городу есть еще над чем поработать, чтобы велосипеды и автомобили находились в равных условиях.
3. Контроль за соблюдением ПДД
Нью-йоркская администрация считает, что одним только редизайном улиц реализовать «Ноль смертей» нельзя. Поэтому теперь город серьезнее относится к различным нарушениям правил со стороны водителей. Как итог: количество штрафов выросло на 40%.
«Мы никогда не сможем исключить человеческий фактор. Но в наших силах сделать так, чтобы ошибки не приводили к катастрофическим последствиям. Для этого мы подкрепляем редизайн контролем и провещением», — говорит Кайт.
Дорожная полиция особенно строго смотрит на такие нарушения как превышение скорости, отказ пропустить пешехода, проезд на красный свет, повороты в неположенном месте, использование телефона за рулем, игнорирование дорожных знаков.
Эти меры могут показаться драконовскими попытками тянуть из водителей деньги за любые мелочи. Но цифры говорят о том, что штрафы помогают снизить число ДТП.
4. Ограничение скорости
Эта мера стала самой главной и самой спорной при реализации программы «Ноль смертей» в Нью-Йорке. В июне 2014 года в окрестностях 140 школ были установлены дорожные камера, чтобы заставить водителей снизить скорость. Эксперимент удался, и в результате количество нарушений снизилось на 63%, травм на 17%, а ДТП со смертельным исходом — на 55%. И хотя разница между 48 км/ч и 40 км/ч кажется несущественной, на практике она значительно повышает шансы пешехода на выживание в ДТП.
Но совсем недавно камеры пали жертвой разборок между властями города и штата в целом. Пока чиновники спорили о том, как быть с нововведением, временный закон о камерах истек и не был продлен — несмотря на впечатляющие результаты.
5. Политическая воля
Реализация программы «Ноль смертей» всегда встречала немало сопротивления. В Нью-Йорке она реализуется во многом благодаря политической воле мэра. К примеру, в этом июле после многомесячных дебатов о необходимости строительства выделенных велодорожек в одной из частей Квинса число жителей-противников этой идеи превысило число ее сторонников. Но Де Блазио отменил их решение, лишний раз напомнив, что нельзя жертвовать безопасностью людей в угоду автомобилям.
Это урок другим городам, которые думают, как сделать программу «Ноль смертей» эффективной. В вопросе безопасности нет панацеи. Нужно использовать разные методы, чтобы сделать город по-настоящему безопасным.
Перевел для вас Василий Лужбин. Взято отсюда.