Нас часто спрашивают про Vision Zero: а что делать-то? как «им» это удалось? что нам поможет? Собрали для вас все меры и решения в одном посте.
0. Политическая воля
Прежде чем перечислять все необходимые меры по перепроектированию улиц, стоит упомянуть то, без чего вообще никакие изменения в городе невозможны. Это политическая воля. Если власти не хотят видеть изменения в городе, они станут невозможными. В таком случае нужно широкое и массивное общественное давление.
Допустим, политическое решение свести смертность на улицах города к нулю принято. Что дальше? Как исправить наши улицы? И что вообще означает «исправить улицу»?
В данном случае исправить улицы — это применить к ним те самые принципы Vision Zero, которые уже позволили многим городам достичь почти нулевой смертности. Это даже не фигура речи: в прошлом году в Осло, сопоставимом по населению с Тольятти, погиб один человек. Эти принципы можно сформулировать так:
- Жизнь бесценна.
- Все люди ошибаются.
- У всех должна быть возможность справиться с давлением.
- Прежде всего — предотвращение.
Главная особенность безопасных улиц — они спроектированы так, что быстро ездить по ним некомфортно, они поощряют ходьбу пешком, езду на велосипеде и/или общественном транспорте, и они доступны для всех вне зависимости от физических способностей или возраста. Эти особенности выражаются в нескольких элементах, которые стоит учитывать при проектировании улиц. Разумеется, не каждой улице они подходят все сразу — но отказываться от них можно только при одном условии: это не навредит безопасности пешеходов и велосипедистов. Например, при выборе между парковочным местом и каким-либо способом повысить безопасность выбор всегда будет в пользу последнего.
1. Скорость и успокоение трафика
Успокоение трафика — это как раз те меры, которые не позволяют автомобилям слишком сильно разгоняться или проходить повороты на высокой скорости. Соблюдать ограничение скорости в 50 км/ч будет гораздо проще на таких улицах, чем на взлётно-посадочных полосах, которые у нас сейчас (таким образом, большее ограничение скорости и отмена нештрафуемого порога не станут очередным «побором»). Среди мер успокоения трафика можно назвать снижение радиуса поворотов, приподнятые пешеходные переходы, искривление проезжей части шиканами или иными способами, островки безопасности.
Успешный пример: Небраска-авеню в Тампе, Флорида. После уменьшения количества полос и улучшения условий для пешеходов и велосипедистов количество аварий с их участием снизилось в 3 раза.
2. Узкие полосы
Чем ýже полоса, тем ниже комфортная скорость езды по ней. Освободившееся после сужения полос пространство можно использовать в том числе для организации обособленных велодорожек из пункта выше. Более низкая скорость, опять же, способствует снижению количества смертей и тяжёлых травм в авариях.
Успешный пример: возле одной из школ Финикса, штат Аризона, сузили полосы и провели «дорожную диету». Водители перестали превышать скорость, в течение 6 месяцев после внедрения изменений произошла всего одна авария. Волонтёрские наблюдения показали, что и ученики, и водители стали внимательнее.
3. Островки безопасности
Островки безопасности — это обособленные элементы дорожной инфраструктуры, которые размещаются посередине проезжей части и позволяют переходить улицу «в 2 захода», если это требуется, и в целом стимулирует водителя быть внимательнее. Они могут также служить дополнительным местом для установки освещения перехода, что повышает его видимость в тёмное время суток.
Ещё в 2003 году исследования, проведённые в Нью-Джерси, показали, что островки безопасности снижают вероятность аварий с пешеходами на 28%.
4. Хороший общественный транспорт
Сделайте общественный транспорт безопасным, доступным и удобным. Как только вы выполните эти три условия, люди с удовольствием начнут им пользоваться. Приоритет общественного транспорта позволяет значительно увеличить провозную способность улицы и сделать её эффективнее. Выделенные полосы решают проблему несоблюдения расписаний и стояния автобуса в тех же автомобильных пробках, что привлечёт в общественный транспорт больше пассажиров — причём уровень комфорта только повысится (автобусы будут ходить чаще и быстрее, их загрузка будет равномернее). На улицах будет меньше автомобилей — меньше потенциальной угрозы безопасности.
Успешный пример: в австралийском Мельбурне провели исследование, которое показало, что запуск выделенок для автобусов снизил количество аварий, травм и смертей.
5. Широкие тротуары
Широкие тротуары стимулируют людей чаще и больше ходить пешком. Если расширение происходит за счёт проезжей части, это дополнительно снижает скорость автомобилей (см. пункт «Узкие полосы») и улица становится безопаснее. Кроме этого, на ней появляется больше места для точек притяжения — это тоже значительный плюс.
Успешный пример: Согласно выводам исследования Центра городской экономики КБ Стрелка, программа «Моя улица» повлияла на скорость на дорогах (снижение максимальной и рост средней скорости) и успокоила трафик. Как следствие, число ДТП на благоустроенных территориях снизилось на 56%.
6. Обособленные велодорожки
На улицах с защищёнными и обособленными велодорожками на дорогах гибнет на 44% меньше людей, чем в среднем городе. Если вы прикладываете все усилия, чтобы сделать город безопаснее для велосипедистов, то в конечном итоге город станет безопаснее для всех. Велоинфраструктура замедляет автомобили, и даже когда происходит столкновение между ними, риск погибнуть снижается, потому что скорость ниже.
Успешный пример: В Портленде, где доля велосипедистов возросла с 1,2 до 7% в период с 1990 по 2015 год, смертность на дорогах упала на 75%.
7. Перенастройка светофоров
Светофоры должны быть настроены на создание «зелёной волны» тем, кто движется на безопасной скорости. Это может быть 30 км/ч в жилых кварталах и 50 км/ч на более крупных улицах. Такое решение будет дополнительно поощрять езду на безопасной скорости. Кроме этого, нужно помнить и о комфорте пешеходов: долгое ожидание способствует тому, что люди начинают чаще перебегать на красный, а слишком короткий пешеходный зелёный не позволяет перейти улицу в один заход более слабым участникам дорожного движения.
Исследования Страхового института дорожной безопасности (Арлингтон) показали: перенастройка светофоров может снизить на 37% количество аварий с пешеходами и велосипедистами.
8. Удобства
Ходить по городу должно быть приятно и комфортно. Поэтому лавочки, навигационные стелы, озеленение, удобные автобусные остановки — важный элемент для успокоения городской среды. Удобные тротуары и городские площади помогают создать среду, в которой автомобиль перестает играть ведущую роль.
Успешный пример: Кливленд-Хейтс, Огайо. Для пешеходов и велосипедистов была выстроена инфраструктура (велодорожки, тротуары, лавочки, комфортные автобусные остановки), вследствие чего по улицам стало безопаснее ходить, при этом пропускная способность для машин не уменьшилась.
9. Анализ и прогноз
Собирайте и анализируйте статистические данные, чтобы выявлять и решать проблемы. Современные средства сбора данных позволяют оперативно обнаруживать источник проблем. Так что у чиновников не должно быть никаких сомнений в том, какие именно улицы и перекрестки представляют собой главную угрозу для жизни граждан и нуждаются в скорейшей реконструкции.