После нескольких десятилетий стагнации, в транспортной сфере назревают сразу три революции:
Электрификация: мы переходим от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к машинам, работающим на электричестве. Автоматизация: машинам больше не нужны водители, они могут ездить сами по себе. Совместное использование: вместо личных машин, в который часто едет всего один человек, — каршеринг, минивэны, большие и малые автобусы.
Идут разговоры о том, как именно будут реализованы эти тенденции: как они будут влиять друг на друга и взаимодействовать с имеющейся инфраструктурой. С точки зрения урбанистов, транспортные революции могут иметь два прямо противоположных исхода: рай, в котором меньше машин и парковки, больше места для пешеходов и велосипедов, или ад, в котором машин еще больше, расстояния еще длиннее, а города продолжают расползаться по огромным территориям. То, каким образом будут развиваться события, не зависит от технологий. Это зависит от нас — нашей готовности обсуждать, спорить и планировать то будущее, о котором мы мечтаем. Не стоит уповать на то, что рынок сам все расставит по своим местам.
В прошлом месяце Калифорнийский университет Дэвиса совместно с институтом Транспорта и развития выпустили доклад «Три революции в городском транспорте», в котором попытались спрогнозировать, как вышеназванные тенденции могут преобразить наш мир. Предложенные ими сценарии рассчитаны до 2050 года.
Первый сценарий предполагает, что сохраняется статус-кво. В мире продолжают доминировать частные машины с двигателями внутреннего сгорания, и по мере того как жители развивающихся стран богатеют, число таких машин растет.
Второй сценарий предполагает совершение двух революций — электрификации и
автоматизации. Если в 2016 году было продано 750 000 электромобилей, то к 2020 году эта цифра должна составить 5 млн. Полная автоматизация управления станет коммерческим продуктом к 2020 и получит распространение в 2025 году. Цена на такие машины будет резко падать и к 2040 году основная доля продаж будет приходиться на автономные электрокары. Выбросы углеводорода в атмосферу сократятся. Однако этот сценарий предполагает, что совместное использование не получит широкого распространения — машины останутся частными и не будут заполняться даже наполовину. Ну а поскольку ездить в такой машине проще и удобней, протяженность поездок вырастет на 10-15 процентов, а количество машин на дорогах как минимум останется прежним.
В третьем сценарии совместное использование транспорта становится повсеместной
практикой, а власти активно стимулируют мультимодальные поездки. Создается гармоничная транспортная “экосистема», в которой разные виды передвижения дополняют друг друга. Число машин в личном пользовании резко идет на спад, автомобили перевозят по несколько человек и их количество на дорогах сокращается.
Очевидно, ни один из описанных сценариев не сбудется с вероятностью на 100 процентов. Невозможно предсказать, как именно политика, технологии и изменения в общественном сознании будут развиваться и взаимодействовать. Однако мы можем использовать их в качестве ориентиров, демонстрирующих, куда ведет та или иная тенденция.
Давайте выделим несколько ключевых моментов. Первое: проблемы с вредными выбросами решает электрификация, проблемы городов — совместное использование транспорта. Второй сценарий позволяет снизить выборы на 2 900 метрических мегатонн, третий убавляет еще 1 000 метрических мегатонн. Если к 2050 году мы научимся получать электричество без углеводородного топлива, то проблема влияния транспорта на климат будет решена.
Однако чтобы сократить число машин на улицах наших городов, мы должны перейти к совместному использованию транспорта. Ученые-климатологи и урбанисты в последние годы нашли немало точек соприкосновения, и это здорово. Урбанисты пытаются убедить климатологов, что более высокая плотность населения в наших городах поспособствует сокращению выбросов. И это действительно так. Однако если ваша главная цель — сокращение выбросов, то урбанизм оказывается не самой выгодной стратегией. Главное – это электрификация. Так что, привлекая внимание к проблеме выбросов, урбанисты могут получить не так уж много взамен. Им следует говорить о собственно урбанистических выгодах, которых великое множество.
Второе: самый выгодный с точки зрения общества сценарий требует максимальной поддержки властей. Исследователи установили, что третий сценарий имеет самый большой кумулятивный эффект: меньше затрат энергии, меньше выбросов, меньше машин, больше мультимодальных поездок и многофункциональных городских пространств. И, что немаловажно, все это обойдется обществу гораздо дешевле. Ученые не учитывали выгоды от снижения вредных выбросов, только стоимость инфраструктуры, оплату труда (водители больше не нужны!), цены на поддержание системы и так далее.
Но если это так выгодно, в чем же загвоздка? В том, что этот сценарий требует политической воли. Например, ограничения или запрета на неэлектрические машины и частный автотранспорт, стимулирования совместного использования автомобилей, общественного и велосипедного транспорта, поддержки городских проектов с акцентом на высокую плотность среды, смешанное использование и мультимодальность, повышение безопасности городской среды для пешеходов и велосипедистов, и так далее.
Все просто. Если автономные электромобили станут доступными и комфортными, люди захотят ими владеть. И чем доступней они будут становится, тем сильнее соблазн. Единственный способ с этим справиться — дестимулировать или запретить частные машины. Или же сделать транспорт совместного использования настолько привлекательным, чтобы люди захотели им пользоваться, и тогда частное автовладение будет сокращаться естественным путем.
Это достаточно сложно реализовать. Легко представить себе правительство, которое приветствует электрификацию и автоматизацию транспорта. Сложнее представить себе победный марш урбанистов, чьи идеи проникают в кабинеты всех уровней и утверждаются в головах чиновников в период до 2050 года. Хотя звучит это просто потрясающе!
Третье: дефицит пространства требует совместного использования транспорта. В этом году урбанист Джефф Спек сделал на Конференции мэров США фантастический доклад под названием «Автономные автомобили: верный ответ на неправильную проблему». Неправильная проблема: как нам сделать машины лучше? Верная проблема: как нам сделать лучше наши города? А когда речь заходит о городах, то мы сталкиваемся с проблемой дефицита пространства.
Посмотрите на эти две картинки. Первая крутится в интернете уже давно (ее автором является пресс-офис немецкого Мюнстера):
А вот вариация на тему от убраниста Джона Оркатта:
Правда в том, что человек, занимающий единственное кресло в четырехместном автономном электромобиле требует ровно столько же пространства, что и человек, занимающий единственное кресло в четырехместном автомобиле с двигателем внутреннего сгорания. Вот что говорит по этому поводу урбанист Джаред Уолкер: «Нехватка пространства — определяющий момент для городов. Это то, что отличает их от пригородов и сельской местности. Поэтому эффективность использования пространства транспортом всегда будет крайне важной проблемой».
Авторы доклада подчеркивают, что говоря о совместном использовании, имеют ввиду не только сервисы типа Uber и Lyft. Индивидуальные поездки из пунтка А в Б не решают проблему. В теории автономные электромобили могут снизить дефицит пространства за счет более эффективного вождения, но это не поможет компенсировать рост числа самих машин. Единственное решение проблемы дефицита пространства заключается в том, чтобы несколько разных людей делили один автомобиль, как это происходит в случае метро или автобусов. Если мы хотим, чтобы автономные электромобили сделали города лучше, они должны не заменить собой, а усилить эффективный общественный транспорт.
Вот как представляют себе идеальное будущее авторы доклада: основой транспортной системы служат автобусы и рельсовый транспорт, а в качестве дополнения используются автономные электромобили на 12-18 человек. Меньшее число автомобилей, которые активно используются и мало времени проводят на стоянке, освободят километры дорог и парковок, которые можно будет превратить в тротуары, велодорожки и общественные пространства. Свобода от частного автовладения позволит экономить триллионы долларов в год.
Это хороший план, но для его реализации необходимо преодолеть два препятствия. Первое — это недостаток политической воли. Второе — привычка людей, считающих частный автомобиль необходимой частью своей жизни. Так что светлое будущее не настанет само по себе.
Оригинал
Перевод Анастасии Ромашкевич
Электрификация: мы переходим от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к машинам, работающим на электричестве. Автоматизация: машинам больше не нужны водители, они могут ездить сами по себе. Совместное использование: вместо личных машин, в который часто едет всего один человек, — каршеринг, минивэны, большие и малые автобусы.
Идут разговоры о том, как именно будут реализованы эти тенденции: как они будут влиять друг на друга и взаимодействовать с имеющейся инфраструктурой. С точки зрения урбанистов, транспортные революции могут иметь два прямо противоположных исхода: рай, в котором меньше машин и парковки, больше места для пешеходов и велосипедов, или ад, в котором машин еще больше, расстояния еще длиннее, а города продолжают расползаться по огромным территориям. То, каким образом будут развиваться события, не зависит от технологий. Это зависит от нас — нашей готовности обсуждать, спорить и планировать то будущее, о котором мы мечтаем. Не стоит уповать на то, что рынок сам все расставит по своим местам.
В прошлом месяце Калифорнийский университет Дэвиса совместно с институтом Транспорта и развития выпустили доклад «Три революции в городском транспорте», в котором попытались спрогнозировать, как вышеназванные тенденции могут преобразить наш мир. Предложенные ими сценарии рассчитаны до 2050 года.
Первый сценарий предполагает, что сохраняется статус-кво. В мире продолжают доминировать частные машины с двигателями внутреннего сгорания, и по мере того как жители развивающихся стран богатеют, число таких машин растет.
Второй сценарий предполагает совершение двух революций — электрификации и
автоматизации. Если в 2016 году было продано 750 000 электромобилей, то к 2020 году эта цифра должна составить 5 млн. Полная автоматизация управления станет коммерческим продуктом к 2020 и получит распространение в 2025 году. Цена на такие машины будет резко падать и к 2040 году основная доля продаж будет приходиться на автономные электрокары. Выбросы углеводорода в атмосферу сократятся. Однако этот сценарий предполагает, что совместное использование не получит широкого распространения — машины останутся частными и не будут заполняться даже наполовину. Ну а поскольку ездить в такой машине проще и удобней, протяженность поездок вырастет на 10-15 процентов, а количество машин на дорогах как минимум останется прежним.
В третьем сценарии совместное использование транспорта становится повсеместной
практикой, а власти активно стимулируют мультимодальные поездки. Создается гармоничная транспортная “экосистема», в которой разные виды передвижения дополняют друг друга. Число машин в личном пользовании резко идет на спад, автомобили перевозят по несколько человек и их количество на дорогах сокращается.
Очевидно, ни один из описанных сценариев не сбудется с вероятностью на 100 процентов. Невозможно предсказать, как именно политика, технологии и изменения в общественном сознании будут развиваться и взаимодействовать. Однако мы можем использовать их в качестве ориентиров, демонстрирующих, куда ведет та или иная тенденция.
Давайте выделим несколько ключевых моментов. Первое: проблемы с вредными выбросами решает электрификация, проблемы городов — совместное использование транспорта. Второй сценарий позволяет снизить выборы на 2 900 метрических мегатонн, третий убавляет еще 1 000 метрических мегатонн. Если к 2050 году мы научимся получать электричество без углеводородного топлива, то проблема влияния транспорта на климат будет решена.
Однако чтобы сократить число машин на улицах наших городов, мы должны перейти к совместному использованию транспорта. Ученые-климатологи и урбанисты в последние годы нашли немало точек соприкосновения, и это здорово. Урбанисты пытаются убедить климатологов, что более высокая плотность населения в наших городах поспособствует сокращению выбросов. И это действительно так. Однако если ваша главная цель — сокращение выбросов, то урбанизм оказывается не самой выгодной стратегией. Главное – это электрификация. Так что, привлекая внимание к проблеме выбросов, урбанисты могут получить не так уж много взамен. Им следует говорить о собственно урбанистических выгодах, которых великое множество.
Второе: самый выгодный с точки зрения общества сценарий требует максимальной поддержки властей. Исследователи установили, что третий сценарий имеет самый большой кумулятивный эффект: меньше затрат энергии, меньше выбросов, меньше машин, больше мультимодальных поездок и многофункциональных городских пространств. И, что немаловажно, все это обойдется обществу гораздо дешевле. Ученые не учитывали выгоды от снижения вредных выбросов, только стоимость инфраструктуры, оплату труда (водители больше не нужны!), цены на поддержание системы и так далее.
Но если это так выгодно, в чем же загвоздка? В том, что этот сценарий требует политической воли. Например, ограничения или запрета на неэлектрические машины и частный автотранспорт, стимулирования совместного использования автомобилей, общественного и велосипедного транспорта, поддержки городских проектов с акцентом на высокую плотность среды, смешанное использование и мультимодальность, повышение безопасности городской среды для пешеходов и велосипедистов, и так далее.
Все просто. Если автономные электромобили станут доступными и комфортными, люди захотят ими владеть. И чем доступней они будут становится, тем сильнее соблазн. Единственный способ с этим справиться — дестимулировать или запретить частные машины. Или же сделать транспорт совместного использования настолько привлекательным, чтобы люди захотели им пользоваться, и тогда частное автовладение будет сокращаться естественным путем.
Это достаточно сложно реализовать. Легко представить себе правительство, которое приветствует электрификацию и автоматизацию транспорта. Сложнее представить себе победный марш урбанистов, чьи идеи проникают в кабинеты всех уровней и утверждаются в головах чиновников в период до 2050 года. Хотя звучит это просто потрясающе!
Третье: дефицит пространства требует совместного использования транспорта. В этом году урбанист Джефф Спек сделал на Конференции мэров США фантастический доклад под названием «Автономные автомобили: верный ответ на неправильную проблему». Неправильная проблема: как нам сделать машины лучше? Верная проблема: как нам сделать лучше наши города? А когда речь заходит о городах, то мы сталкиваемся с проблемой дефицита пространства.
Посмотрите на эти две картинки. Первая крутится в интернете уже давно (ее автором является пресс-офис немецкого Мюнстера):
А вот вариация на тему от убраниста Джона Оркатта:
Правда в том, что человек, занимающий единственное кресло в четырехместном автономном электромобиле требует ровно столько же пространства, что и человек, занимающий единственное кресло в четырехместном автомобиле с двигателем внутреннего сгорания. Вот что говорит по этому поводу урбанист Джаред Уолкер: «Нехватка пространства — определяющий момент для городов. Это то, что отличает их от пригородов и сельской местности. Поэтому эффективность использования пространства транспортом всегда будет крайне важной проблемой».
Авторы доклада подчеркивают, что говоря о совместном использовании, имеют ввиду не только сервисы типа Uber и Lyft. Индивидуальные поездки из пунтка А в Б не решают проблему. В теории автономные электромобили могут снизить дефицит пространства за счет более эффективного вождения, но это не поможет компенсировать рост числа самих машин. Единственное решение проблемы дефицита пространства заключается в том, чтобы несколько разных людей делили один автомобиль, как это происходит в случае метро или автобусов. Если мы хотим, чтобы автономные электромобили сделали города лучше, они должны не заменить собой, а усилить эффективный общественный транспорт.
Вот как представляют себе идеальное будущее авторы доклада: основой транспортной системы служат автобусы и рельсовый транспорт, а в качестве дополнения используются автономные электромобили на 12-18 человек. Меньшее число автомобилей, которые активно используются и мало времени проводят на стоянке, освободят километры дорог и парковок, которые можно будет превратить в тротуары, велодорожки и общественные пространства. Свобода от частного автовладения позволит экономить триллионы долларов в год.
Это хороший план, но для его реализации необходимо преодолеть два препятствия. Первое — это недостаток политической воли. Второе — привычка людей, считающих частный автомобиль необходимой частью своей жизни. Так что светлое будущее не настанет само по себе.
Оригинал
Перевод Анастасии Ромашкевич
Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 111 из 25 000 рублей