Что это за проект?
Проект «Город без машин» — это одна из мер по улучшению и оживлению городской среды в центре Осло, предполагающая сокращение трафика в пределах Первого кольца.
Транспорт, выполняющий важные общественные функции (автомобили служб здравоохранения, а также полицейский, грузовой, общественный транспорт и др.) по-прежнему сможет въезжать в эту зону.
Проект приглашает предпринимателей, жителей района и других заинтересованных лиц к диалогу. Все желающие могут предложить свои идеи и высказать мнение об ограничениях, которые будут введены при реализации проекта. Как нам повысить активность в центре Осло?
В какой части центра станет меньше машин?
Зона, в которой осуществляется проект, отмечена на карте ниже.
Какие цели преследует проект?
Мы хотим, чтобы центр Осло стал более оживленным и зеленым. Пространству, освободившемуся после сокращения потока личного транспорта внутри Первого кольца, можно найти новое применение. Сотрудничая с жителями Осло и заинтересованными сторонами, мы хотим улучшить и оживить городскую среду, сделать так, чтобы в центре было приятно находиться.
Поэтому одной из важнейших задач проекта является проведение дискуссий и поддержка деятельности, которая возникнет при сокращении трафика в центре.
Цель проекта – разработать удобные и продуманные решения для улиц, провести тестирование, чтобы оценить, как можно использовать свободный от машин центр, а также придать городу индивидуальность.
Когда проект будет воплощен?
В октябре 2016 года городской совет предложил план воплощения проекта.
Проект разделен на три этапа, в течение которых можно вносить в план корректировки, чтобы обеспечить плавный переход к городской среде без автомобилей.
Коммуна Осло приглашает всех на коллективное обсуждение проекта.
Что будет сделано в 2017 году?
Уже в 2017 году будут приняты меры для оживления городской среды:
— Почти все уличные парковки будут убраны. Уличное пространство, освобожденное от автомобилей, будет предоставлено предпринимателям, деятелям культуры, волонтерам и др. (то есть под деятельность, которая поможет создать активную городскую среду). Коммуна будет предлагать различные идеи по использованию этого пространства, а также может разместить в нем уличные сидения, велопарковки и другие полезные объекты для общественного использования.
— Многоэтажные и подземные паркинги будут по-прежнему открыты.
— Осенью 2017 года мы запретим сквозной проезд через указанную зону. Вместо центра можно будет проехать по Первому кольцу или через туннель.
Это означает, что в центр по-прежнему можно будет въехать, однако некоторые места будут предоставлены под деятельность, оживляющую городскую среду. В одних местах будут созданы зеленые зоны, детские площадки и велосипедные дорожки, будут расширены тротуары. В других можно будет разместить уличные столики кафе и ресторанов, торговые точки, произведения искусства и т. д.
Что будет сделано в 2018 году?
Будет расширена сеть пешеходных улиц:
— Мы оценим эффективность первого этапа.
— Преобразуем больше улиц в пешеходные.
— Создадим инфраструктуру для велосипедистов.
— Создадим общие пространства (shared spaces) там, где это целесообразно.
Таким образом в 2018 году мы расширим сеть пешеходных улиц. Мы ещё больше сократим объем трафика в центре и обустроим больше улиц по модели пешеходной улицы Торггата. На Торггата есть незначительный трафик, приоритет отдается пешеходам и велосипедистам. При этом на ней разрешен проезд грузового транспорта для доставки товаров. Сейчас мы решаем, какие именно меры подойдут для определенных улиц.
В течение следующих двух лет мы узнаем, как эти меры повлияют на городскую жизнь.
Что будет сделано в 2019 году?
Более строгое ограничение трафика возможно только на третьем этапе проекта.
Будут введены постоянные ограничения для автомобилей (с 2019 года и далее):
— Мы оценим эффективность второго этапа.
— Начнем перестройку площадей и улиц.
— Сохраним доступ к многоэтажным и подземным паркингам в зоне.
— Возможно, введем запрет на въезд частных автомобилей в зону (после оценки эффективности первого этапа будет решено, какие автомобили сохранят право на въезд).
Если мы введем запрет, для въезда в центр будет требоваться разрешение. В этом случае мы подробно разъясним, как всё будет организовано.
Обращаем внимание, что это предварительные сроки реализации проекта.
Кто сможет въезжать в центр на автомобиле?
В центр по-прежнему можно будет въехать на автомобиле, однако в июне 2017 года парковки вдоль тротуаров будут убраны, а с осени 2017 года сквозной проезд через центр будет запрещен. Надеемся, что этих мер будет достаточно для того, чтобы снизить трафик в центре и увеличить активность в нем. Если позже появится потребность в более строгих ограничениях, мы решим, стоит ли их вводить и какому транспорту в таком случае будет разрешен въезд.
Какому транспорту будет разрешен въезд в зону после введения более строгих ограничений:
Общественный транспорт | Это самая важная форма автотранспорта в центре. Наша цель состоит в том, чтобы люди совершали большинство перемещений по городу на общественном транспорте, велосипеде или пешком. Если мы введем строгие ограничения на въезд для автомобилей, спрос на общественный транспорт возрастет. К этой категории мы относим все виды автобусов: те, которые выполняют рейсы по маршруту, туристические, экскурсионные, а также другой транспорт для коллективных перевозок. Проблему представляет то, что автобусы также могут использоваться для частных перевозок. Трамвай здесь не указан, так как он не является автотранспортным средством. |
Такси | Такси считается общественным транспортом. При ограничении въезда для личных автомобилей такси станет альтернативным видом транспорта. Мы ожидаем, что спрос на такси возрастет. К этой категории относятся только лицензированные такси. Возможно, потребуется принять меры по сокращению движения такси внутри Первого кольца, например ввести ограничения для водителей, перемещающихся внутри зоны в поисках парковки. |
Транспорт для инвалидов | Люди с нарушением двигательных функций часто зависимы от автотранспорта. К нему относится специальный транспорт для тех, кто не может пользоваться общественным, а также транспорт с разрешением на парковку для инвалидов (оно должно быть выдано коммуной Осло). |
Грузовой транспорт | Чтобы создать оживленную городскую среду, нужно организовать эффективную перевозку грузов. К этой категории относится транспорт для доставки товаров в зону и вывоза товаров из нее. Грузом могут быть любые товары, в том числе для сбыта. Доставка должна осуществляться компаниями-перевозчиками. Мы предлагаем им разработать более эффективные решения для перевозки грузов. Возможно, для грузового транспорта будут действовать ограничения по времени въезда. |
Транспорт предпринимателей, оказывающих услуги населению | Городу требуются сантехники, электрики и другие специалисты, которые обычно перевозят инструменты и материалы на автомобиле. Такому транспорту нужно разрешить въезд в зону. Его сложно идентифицировать, но обычно это автофургоны и микроавтобусы. Продавцы, которые также относятся к категории предпринимателей, обычно пользуются другим транспортом. |
Дежурные машины (полицейские, пожарные и т. п.) | Дежурные машины могут отклоняться от правил, перечисленных в параграфах 4–9 Закона о дорожном движении, в следующих случаях: если это необходимо, если это может облегчить их работу или если это требуется для обучения персонала. Это значит, что для дежурных машин не нужно устанавливать специальные знаки, разрешающие въезд. О том, какие машины относятся к этой категории, читайте в Положении об одобрении и регистрации дежурных машин. |
Транспорт служб здравоохранения | Ряду служб в сфере здравоохранения (например, станциям скорой помощи, службам помощи инвалидам и престарелым на дому, социальным службам и т. п.) требуется транспорт, которому будет разрешен въезд в зону. Альтернатив такому транспорту почти нет. |
Служебный транспорт | Служебный транспорт выполняет множество функций, поэтому ему также будет разрешен въезд в зону. К этой категории относится транспорт служб переездов, спасательных и охранных служб, а также служб по вывозу мусора; транспорт для перевозки велосипедов городского проката, транспорт для мероприятий и праздников; автомобили-вышки, катафалки, инкассаторский транспорт, почтовый транспорт, охранные автомобили и т. п. |
Транспорт жителей центра | В указанной зоне транспортные средства зарегистрированы по 130 адресам (за исключением Акербрюгге/Тьювхолмен). Жители зоны, у которых есть автомобили и места в подземных и многоэтажных паркингах, получат разрешение на въезд. Жителям будет запрещено парковаться вдоль тротуаров. |
Транспорт дорожных служб | Транспорт дорожных служб, парковочных проверяющих и службы по проверке автомобилей может в некоторой степени нарушать правила дорожного движения. К этой категории относятся, например, подметальные и снегоуборочные машины, техника для проведения дорожных работ и т. п. Исключение также должно быть сделано для транспорта, обслуживающего городскую инфраструктуру (например, принадлежащего управлениям по водоснабжению, канализации и электроснабжению). |