Большие города по всему миру задыхаются от пробок, и многие связывают решение этой проблемы с развитием общественного транспорта. Например, мэр Лос-Анджелеса, где сейчас строят вторую очередь системы легкого рельсового транспорта (ЛРТ), пообещал горожанам, что после ее ввода в строй дороги станут свободней, а воздух чище. Это довольно типичное заявление для американского политика: в стране, где автомобиль остается самым популярным видом транспорта, обещание расправиться с пробками — легкий способ понравиться избирателям. Да и звучит оно вполне логично, ведь, что как ни отлично организованный общественный транспорт заставит горожан расстаться с машиной?
Проблема в том, что на статистически это оптимизм ничем не подкрепляется. Замеры показывают, что развитие ОТ если и проводит к уменьшения пробок, то лишь незначительно. Виной тому — скрытый спрос. Та же самая причина, по которой строительство новых дорог не помогает избавиться от пробок: как только на дороге освобождается место, тут же находятся новые охотники его занять. Это подтвердило исследование уже работающего участка лос-анджелесской системы ЛРТ — оказалось, что его влияние на дорожную ситуацию очень ограничено.
Означает ли это, что развивать общественный транспорт бессмысленно? Конечно же нет! У него масса других, вполне реальных преимуществ. В городах, где пробки — привычное дело, качественный общественный транспорт — зачастую самый быстрый способ добраться из жилых пригородов в центр (конечно, при условии, что он движется по выделенным линиям). ОТ повышает мобильность горожан, а это, в свою очередь, работает как стимул для экономики. Пробки при этом сохраняются, но на приемлемом уровне — если город встает намертво, люди ищут альтернативу и пересаживаются на ОТ. В городах, где нет альтернативы в виде ОТ, возможности ходить пешком или ездить на велосипеде, экономика начинает буксовать вместе с автомобильным движением.
Другой плюс ОТ в том, что он повышает мобильность людей, которые не имеют машины, упрощая им доступ к рабочим местам и обеспечивая им равенство возможностей. Не стоит сбрасывать со счетов и экологический аспект — ОТ меньше загрязняет воздух. Иными словами, автомобилистам от развития общественного транспорта толку мало, зато от него выигрывают все остальные.
Что касается борьбы с пробками, то для этого есть другие проверенные средства. Например, платный въезд в наиболее загруженные части города. Тогда у многих автомобилистов появится веский повод пересесть на общественный транспорт. Главное, чтобы было куда пересесть.
Перевёла с английского Анастасия Ромашкевич