Когда в Эстонии вводили бесплатный общественный транспорт, одной из целей было снизить количество поездок на личных автомобилях. Однако достичь этого там не смогли, уровень организации очень разнится от уезда к уезду, а уровень бюджетных трат на общественный транспорт значительно вырос.
Согласно недавнему аудиторскому отчёту, даже несмотря на то, что спрос на общественный транспорт вырос, всё ещё более половины жителей эстонских уездов, в которых ввели бесплатный проезд на общественном транспорте, ездят на работу на автомобиле. В отчёте рассмотрели как экономические предпосылки реформы, так и подходы к транспортному планированию.
Введение бесплатного проезда в автобусах позволило на пару лет остановить отток пассажиров из общественного транспорта — однако новых пользователей это не привело. Количество поездок в 2019 году по сравнению с 2018-м действительно увеличилось, но в первую очередь — за счёт того, что те, кто и так пользовался общественным транспортом, стали ездить на нём ещё больше.
Всего, по статистике, в 2019-м для поездок на работу общественным транспортом пользовались 20,6% эстонцев — это даже на 2% меньше, чем в 2014-м. По сравнению с поездками на личных автомобилях, общественный транспорт Эстонии не так привлекателен: он может быть неудобным и более времязатратным.
Количество пассажиров не выросло, а вот бюджетные траты — практически удвоились. Если в 2017 году, до реформы, они составляли 21,9 миллионов евро (почти 2 миллиарда рублей), то в 2019-м они составили уже 43,1 миллиона евро. Прогнозы показывают, что такими темпами к 2024 году затраты на общественный транспорт Эстонии будут составлять 64,6 миллионов евро в год.
У аудиторов возникли претензии и к сетке маршрутов, которая не отражает потребностей людей. Впрочем, экономически выгодное планирование маршрутов в Эстонии затруднено из-за низкой плотности населения. Запуск регулярных маршрутов автобусов в таких условиях приводит к медленным длинным маршрутам и полупустым автобусам. Такие маршруты дорого обслуживать: средние затраты на одного пассажира на одном маршруте составляют 6,31 евро, а на некоторых — превышают 100 евро (то есть, чтобы вы доехали из пункта А в пункт Б, государство тратит более 100 евро).
Помочь общественному транспорту Эстонии, как следует из того же отчёта, могли бы новые маршруты, более соответствующие нуждам людей, иные варианты мобильности, более чёткие правила финансирования, а также общенациональная билетная система.
Эстонский опыт показывает, что бесплатный общественный транспорт — не панацея и не единственный способ сделать его привлекательнее. Если бесплатный автобус ходит из ниоткуда в никуда, он всё равно не будет популярным. Удобство маршрутов, комфорт подвижного состава, наличие выделенных полос — всё это такие же важные составляющие, которые влияют на успешность общественного транспорта.
Тему бесплатного общественного транспорта в своём видео разбирала Дарья Беседина, посмотрите, если ещё не видели: