У каждого есть право добраться до дома

19 октября 2019 г.

Эта статья написана Мелиссой Брантлетт, работающей в голландской компании Mobycon, разрабатывающей принципы безопасных городов. Далее рассказ идёт прямой речью от её лица.

Принципы устойчивой безопасности

Устойчивая безопасность, по-голландски — Duurzaam veilig, это общие принципы голландского подхода к безопасности на улицах, созданные в 1992 году. В основе этого документа — многие из тех принципов, впоследствии использованных в Vision Zero. Он устанавливает нормы, направленные на проектирование улиц, на которых аварии и травмы невозможны, а не на принятие мер после трагедий. Это проактивная политика, основанная на пяти принципах:

  • Функциональность — улицы проектируются для использования с одной целью, то есть высокие скорости и большие объёмы трафика на жилых улицах неприемлемы.
  • Гомогенность — большая разница в скорости и весе транспортных средств не может сосуществовать. Этот принцип приводит к разделению потоков на основных улицах и городских магистралях. Они смешиваются только на скоростях ниже 30 км/ч.
  • Предсказуемость — улицы проектируются таким образом, чтобы поведение участников дорожного движения было предсказуемым.
  • Прощение — человеку свойственно ошибаться, так что дизайн улиц должен быть таким, чтобы в случае ошибки не происходили аварии и никто не травмировался.
  • Грамотность — участники дорожного движения должны иметь возможность оценить свои способность правильно действовать в потоке, понимать, как использовать свои транспортные средства и как их поведение соотносится с окружающими условиями.

Эти пять принципов значительно повлияли на безопасность голландских улиц. Но только увидев их в действии, можно понять, насколько это значимо.

Плюсы и вызовы взросления на велосипедах

Мои дети, которым 13 и 10 лет соответственно, как и большинство голландских детей, выросли на велосипедах. Это было возможно, потому что они жили в одном канадском городе, который в 2008 году начал выделять значительные средства на развитие велосипедной инфраструктуры. Началось всё с велоколясок и велоприцепов, а на свои двухколёсные велосипеды дети пересели в 4 года. В общем, они не новички в езде на велосипеде по городу. Мы непосредственно видели, в чём плюсы: они могли подсказать дорогу соседям, не спрашивая их; взаимодействовать с городом на человеческом уровне; понимать, как велосипеды дают свободу руководить своими действиями.

Картинки по запросу safety bike lane delft

Однако, несмотря на относительно комфортные условия для велосипедов, было тяжело отпускать детей на велосипедах одних. Даже во взрослом возрасте, выезжая каждый раз на велосипеде, я беспокоилась за безопасность, пока не выезжала на обособленные велодорожки, которые были редкостью в моём районе и местах, куда надо было приехать моим детям. Но при всём при этом, детям нравилась свобода перемещений по городу — пока вся семья не переехала в Делфт.

Внезапно — управление мобильностью

Спустя несколько недель после переезда в Делфт я начала действительно понимать, что значит «право доехать до дома». Наш 10-летний сын подружился с парнем из соседнего города примерно в 6 километрах от дома. В первый раз мы съездили вместе с ним — проверить, где ему нужно поворачивать. Затем он сделал то, что мы ну никак не могли ему позволить раньше. Он поехал домой сам, и в дальнейшем постоянно начал так ездить. В это же время наша 13-летняя дочь исследовала новый город, заезжая каждый раз всё дальше, прокладывая новые пути, теряясь и находя дорогу — без нашей помощи.

В это же время родители занимались своими делами, ни о чём не беспокоясь.Что изменилось? Всё просто — то, что их окружает. Мы знали, что они ездят по улицам, спроектированным так, что дети в максимально возможной безопасности. Улицам с удобными, широкими велодорожками, обособленными от скоростного автомобильного трафика в загруженных местах, с приоритетом на перекрёстках, где водители на общих улицах обгоняют не спеша, с уважением. Теперь мы знаем, что неважно, как они ездят — у них всегда есть безопасный и комфортный способ доехать, куда им надо и обратно. Двух наших детей и их ровесников уважают, и дают им право на свободу и независимость в своих перемещениях.

Картинки по запросу curb

Именно в этом и заключается устойчивая безопасность — неважно, сколько вам лет, каковы ваши физические способности — у вас есть право самим выбирать, как перемещаться по городу, и уважение, благодаря которому вы можете это делать безопасно и комфортно. Я понимаю, какие преимущества получили мои дети по сравнению с тем, что было раньше, и как то, что я делаю, помогает сделать это реальностью не только в Нидерландах, но и для детей, и вообще всех людей, во всём мире.


Оригинал. Перевод Михаила Чижова


Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 761 из 25 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 761 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему