Одна из целей «Городских Проектов» — повышение безопасности наших городов. К сожалению, дороги в городах зачастую не являются безопасным местом, ежегодно в ДТП травмируются и гибнут люди. Сейчас в России действует национальный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД), в рамках которого в населённых пунктах модернизируют дорожную сеть. Наше отделение Городских проектов в Томске исследовало по открытым данным, как уже выполненные на улицах работы повлияли на безопасность.
Мы внимательно изучили сайт программы БКД и карту ДТП. На сайте БКД представлена информация о выполненных ремонтах: там можно увидеть отремонтированные участки на карте и посмотреть сроки выполнения работ. Для каждого объекта указывается тип выполнявшихся работ. Но если в других городах встречаются мероприятия по повышению безопасности, то в Томске все выполнявшиеся работы обозначены словом «ремонт». Сайт «карта ДТП» позволяет посмотреть, какие ДТП происходили в городе, точное место аварии, степень тяжести и количество пострадавших или погибших.
Фотографии: Лера Жаворонкина
Мы решили оценить, как изменилось количество ДТП на отремонтированных улицах после проведенного ремонта. Если проводимые работы повышают безопасность, например, за счет освещения пешеходных переходов, то количество ДТП в год должно снижаться. Если же в результате работ только увеличивается скорость движения, то количество ДТП будет расти.
На первом этапе мы сопоставили данные с обоих сайтов. В таблице для каждого ремонтируемого участка мы указали год выполнения работ и информацию о количестве ДТП разной тяжести в предшествующие и последующие за ремонтом года. Почти сразу стала понятна сложность такого подхода — информацию о каждом ДТП приходится обрабатывать вручную и сверять с данными с обоих сайтов.
Тогда мы решили автоматизировать процесс. Сайт «Карта ДТП» предоставляет информацию для скачивания в удобном для автоматической обработки виде. Сайт программы БКД не имеет такой функции, и для получения данных пришлось использовать различные технологии их извлечения со страниц (веб-скейпинг).
Имея структурированные данные, мы смогли проанализировать динамику ДТП в Томске:
График 1
Видно, что количество ДТП и пострадавших заметно снизилось в ковидный 2020-й год, но при этом количество смертей в ДТП остается пугающе постоянным на протяжении всех шести лет, за которые есть данные.
Анализ зависимости количества ДТП от сезона:
График 2
Снижение количества машин на дорогах в зимние месяцы закономерно приводит к уменьшению травматизма и смертности, а наплыв студентов в конце лета и начале осени совпадает с пиком количества ДТП.
Чтобы сопоставить информацию о ДТП на дорогах, на которых проводились работы, мы использовали географические координаты мест ДТП и линий отремонтированных участков. Чтобы иметь возможность сравнивать статистику за разное время, когда данные до ремонта дороги представлены за четыре года, а после ремонта — только за два, количество ДТП преобразовали в частоту случаев в год. Так можно оценивать влияние ремонта на аварийность независимо от сроков.
Фотографии: Катя Лисова
На некоторых улицах частота ДТП после проведённого ремонта значительно снизилась — это прекрасно. Но на большинстве улиц наоборот происходит тревожное увеличение числа столкновений. Проводимого ремонта дорожного полотна в таких местах недостаточно для уменьшения количества пострадавших в ДТП и требуются другие меры. Мы запланировали работу в тех местах, где увеличилась интенсивность ДТП, чтобы определить возможные причины и дать городской администрации рекомендации, как всё-таки можно сделать дороги безопаснее.
Исходные коды, использовавшиеся для веб-скейпинга и анализа данных, выложены в открытый доступ здесь и могут быть использованы для проведения аналогичного исследования в других городах. Таблица с сырыми данными и анализом доступна для просмотра здесь. В скором времени мы планируем завершить исследование и предоставить результаты администрации.