В марте этого года наше отделение в Иркутске исследовало участок улицы Седова возле 130-го квартала. Это случилось после того, как в январе там погиб пешеход, который перебегал улицу возле остановки — его сбил водитель троллейбуса.
Мы изучили проблемы улицы, посчитали количество пешеходов, автомобилей, их поведение. После этого мы предложили комплекс мер, главная из которых — создание дублирующего пешеходный мост регулируемого наземного перехода.
В октябре Администрация Иркутска, наконец, установила пешеходный переход, а в декабре мы провели ещё одно исследование, где проверили, что поменялось на улице и было ли наше предложение удачным.
Пешеходы
Для пешеходов условия стали значительно лучше. Новый пешеходный переход гораздо доступнее одного только моста с лестницами, и он весьма востребован у пешеходов: им пользуются до 60% всех переходящих улицу.
Пешеходы стали нарушать правила в 5–8 раз реже, половина перебегающих — переходы на красный свет, когда нет автомобилей, а пешеходный сигнал ещё не включился (переход сделали с кнопкой).
Водители
Водители стали гораздо аккуратнее и дисциплинированнее. Раньше в каждый из шести 20-минутных периодов наблюдения нами фиксировалось от 8 до 14 пересечений двойной сплошной (обгонов, разворотов и поворотов).
Теперь же за все шесть 30-минутных замеров в сумме было зафиксировано только 11 выездов. Водители стали нарушать меньше на 66–100%. Утром четверга и субботы и днём четверга мы вообще не зафиксировали ни одного нарушения. Движение стало более предсказуемым и спокойным.
Фактическая пропускная способность
Звучало мнение, что из-за светофора уменьшится пропускная способность. На деле же она существенно не изменилась. Более того, в сторону Бабра утром транспорта стало проезжать заметно больше, что невозможно при её уменьшении.
Кроме того, существенно облегчились выезды для автомобилей с прилегающих территорий, а также общественного транспорта из кармана: светофор дробит пробку на части, и перестроиться для водителей теперь гораздо проще и безопаснее.
Ширина полос и островок
Зимой на снегу очень хорошо видна фактически используемая ширина полос: как раз выходит примерно 2,5 метра лишнего пространства, за счёт которого мы изначально и предлагали сделать по центру островок, который полностью исключит выезды на встречную полосу, обеспечит соблюдение скоростного режима и обезопасит пешеходов. Островок лучше сделать с высадкой кустарника — это красиво и уменьшает шум на улице.
Парковка вдоль улицы
Остановившиеся вдоль 130-го квартала водители всё ещё мешают свободному проезду общественного транспорта и вынуждают его перестраиваться на соседние полосы. Как и ранее, мы предлагаем создать за счёт газона карманы вдоль 130-го квартала, а остановку и стоянку в других местах — запретить.
Остановочный карман
Глубина остановочного кармана избыточна: водители не подъезжают к краю, и пассажиры вынуждены выходить из троллейбуса на проезжую часть. Здесь мы вновь возвращаемся к первоначальным предложениям: карман либо убрать совсем, либо уменьшить до ширины троллейбуса.
Освещение
При установке светофора зачем-то подсветили столб, на который установили светофор, но совсем забыли про подсветку самих пешеходов на переходе и подходах к нему. Необходимо установить на переходе яркие светильники, чтобы пешеходов было хорошо видно в темноте.
Синхронизация светофора
Светофор установили с кнопкой, и он никак не синхронизирован с соседними светофорами. В итоге не обеспечивается «зелёная волна» для водителей, а пешеходы часто ждут своего сигнала, даже когда нет автомобилей (многие не дожидаются и перебегают). Необходимо в обычное время светофор перевести на стандартный режим работы, синхронизировав его с соседними светофорами. Это уменьшит число перебегающих на красный и исключит остановки для водителей в неоптимальное время.
Итог
Наше исследование показало правильность тех решений, которые мы предлагали. Пример нашей работы на Музыкальном театре оказал существенное влияние на понимание проблем с улицами в Иркутске как чиновниками, принимающими решения, так и простыми жителями. В будущем мы ещё увидим долгосрочные положительные последствия от нашей работы.
Не все наши предложения были реализованы, и многие проблемы у улицы всё ещё остались. Поэтому мы продолжим работу над тем, чтобы довести этот участок улицы до ума. Пожалуйста, поддержите нас пожертвованием и подписывайтесь на наши соцсети.
Огромное спасибо всем, кто принял участие во втором исследовании улицы: Андрей Вайчас, Андрей Демидов, Андрей Челпанов, Артём Черноусов, Григорий Скарченко, Даша Довгополая, Дмитрий Салко, Егор Турченинов, Иван Головацкий, Илья Ниязов, Ирина Ифтодий, Максим Дорошенко, Маргарита Черноусова, Михаил Катасонов, Наталья Лепеева, Сергей Дубровин, Татьяна Рютина, Фёдор Т, Юрий Бересенев.
С полной презентацией можно ознакомиться по ссылке.