Стамбул: городской транспорт

12 апреля 2013 г.

Познакомившись с мегаполисом лишь в первом приближении, я долго не мог понять одну вещь. По любым критериям, Стамбул входит в десятку крупнейших городов мира, а в Европе держит неоспоримое лидерство. Чисто физические размеры 13-миллионного города внушают: по площади Стамбул в 5 раз больше Москвы, его сплошная застройка тянется с запада на восток почти на сотню километров, с юга на север - на 40. При этом, город разделён на две части Босфором, а его тракийская (европейская) половина - ещё надвое бухтой Золотой Рог, и местность под городской застройкой, мягко говоря, пересечённая и холмистая - не каждый район легко доступен. А теперь смотрим на самую общую схему городского транспорта:

Для справки, лист карты отображает участок на местности размером 60 на 33 км. Розовым цветом залиты жилые зоны, а разноцветными линиями показаны маршруты магистрального транспорта - электрички, метро, трамваи и автобусные экспрессы. Даже беглый взгляд позволяет заметить, что их плотность чрезвычайно низка для такого города, а многие районы вообще не охвачены. Топовый мегаполис мира имеет всего две (притом не связанные друг с другом) ветки метро, две автономные линии пригородных поездов, три маршрута скоростного трамвая. Вопрос, каким же непостижимым образом несчастные стамбульцы добираются на работу и обратно домой, как ездят по делам и в гости? Логически я ответа на сей вопрос не нашёл, и пришлось искать подсказку в интернете.

Википедия и сайт муниципального транспорта картину сообща прояснили, и нашлось немало удивительных фактов и цифр. Оказывается, для перевозки пассажиров в Стамбуле используется ни много ни мало 17 различных видов транспорта, среди которых есть и весьма экзотические, как например, фуникулёры, канатные дороги, или водные катамараны. Рассмотрим каждый из них по отдельности, в порядке убывания пассажиропотока, который в целом составляет 13 миллионов поездок в день.

1. Несмотря на дороговизну топлива, на первом месте частные автомобили с 22% перевозок. О сумасшедшем траффике и манере вождения стамбульских водителей я уже писал; ещё раз отмечу, что ни пробок, ни аварий, несмотря на 1.6 миллионный парк автомобилей, не наблюдается. Уличная сеть справляется, с парковками напряжённо, но, похоже терпимо.

2. А вот и разгадка нашего главного вопроса. Второе место с 19% занимает корпоративный автотранспорт - крупные фирмы и организации самостоятельно решают транспортную проблему своих сотрудников, имея на балансе разного рода шаттлы.

3. Маршрутки-минибасы забирают 16% пассажиров. То ли они выглядят иначе, то ли ходят не по тем улицам, где гуляют туристы, но ни одной я так и не заметил. Да, нашёл на каком-то сайте, что они обслуживают, в основном, удалённые районы.

4. Муниципальные автобусы перевозят 10% коммьютеров. Выглядят они по-европейски (Икарусы, Мерседесы, МАНы), но часто подбирают или высаживают пассажиров прямо на ходу - такова уж местная специфика. Сомневаюсь, что даже местные жители способны запомнить все 468 маршрутов - я даже не пытался разобраться.

5. Частные автобусы, чуть менее 10%. Что это за зверь, и куда ходят - неведомо.

6. Метробусы, 6%. Ходят по выделенным линиям по автострадам, в том числе, соединяя тракийскую и анатолийскую части по второму мосту через Босфор, а также западные пригороды с аэропортом и центром. Лично не видел, но картинка с Википедии хороша, особенно панорамой города:

7. Такси, 4%. Ну здесь всё понятно - основной поток по вечерам в Султанахмет и Таксим и обратно. Среди таксистов большая конкуренция, и на улицах они выделяются агрессивным стилем вождения.

8. Лёгкое метро (неглубокого залегания и частично на поверхности), 3%. Соединяет аэропорт, автовокзал и Аксарай. Википедия причисляет к нему и новую ветку трамвая Т4 (2007 г.), ведущую на северо-запад.

9. Морские автобусы-катамараны, паромы (есть ещё т.н. быстрые паромы, которые ходят через Мраморное море, но они относятся уже к междугороднему транспорту), катера госкомпании İstanbul Deniz Otobüsleri (IDO), 2.5%. Перевозят через Босфор 450-2000 пассажиров за рейс. Один из больших паромов (ёмкостью 1800 чел.) даже попался к нам в объектив (слева):

10. Трамвай, 2.3%. Несмотря на скромную долю в перевозках, трамвай - наиболее харизматический вид местного транспорта. Его мы рассмотрим немного подробнее. Трамваи в Стамбуле появились одними из первых в Европе - в далёком 1871 году. Сначала это была конка: на четырёх линиях было задействовано 45 экипажей с 430 лошадьми, которые ежегодно перевозили миллионы пассажиров. Однако, в 1912 году все лошади были призваны на фронт для участия в Балканской войне, и трамвай пришлось электрифицировать. Рельсовая сеть развивалась вплоть до 60-х годов и достигла 130 км на обоих берегах Босфора. В 1961 году было решено модернизировать городской транспорт, и трамваи заменили троллейбусами. Но и они не смогли выжить в трудных условиях стамбульских улиц, и ездили недолго.

Возрождение трамвая произошло в 1992 году, уже на новой основе. Была проложена ветка Т1 от станции Топкапы через Султанахмет и вокзал Сиркечи к паромной переправе Эминоню, а позднее (в 2005) продлена на другой берег Золотого Рога, через Галатский мост:

Эта линия длиной 14 км проходит через все районы старого центра, и четырёхвагонные составы Flexity Swift фирмы Бомбардье невозможно не заметить:

Трамвайные рельсы делят проезжую часть со всеми другими участниками дорожного движения, поэтому трамвай никак не назовёшь скоростным, но по загруженным улицам он уверенно прокладывает себе путь. Остановки называются станциями; вот так выглядит ближайшая к мечетям Султанахмета - Гюльхане:

Станции огорожены невысоким заборчиком и снабжены турникетами, в автоматических кассах перед которыми можно обменять 2.75 лир на жетончик. И если во всех других местах уличные ограждения ни для кого препятствием не являются, то на трамвайных остановках почему-то зайцы через забор не прыгают:

Галатский мост трамвай преодолевает по выделенным путям (станция Каракёй):

Только на мосту удалось поймать в кадр все четыре вагона:

Было бы непростительно упустить возможность покататься на стамбульском трамвае, и в конце дня мы её осуществили. Удобный, кондиционированный вагон, остановки объявляются голосом и дублируются бегущей строкой, и пассажиры, прямо скажем, не толпятся:

11. Метро пока что не входит даже в десятку транспортных провайдеров Стамбула, с более чем скромной долей в 1.8% пассажиропотока. Первая линия (М2) была введена в строй совсем недавно - в 2000 году, и состояла всего из 6 станций. В 2009 она была продлена в обе стороны, и связала деловой центр города с аренами Бешикташа на севере и с набережной Золотого Рога на юге. Со вводом в строй тоннеля под бухтой, и особенно второй очереди в азиатской части, метро резко повысит свою роль в транспортной системе города.

12. Пригородные поезда берут на себя чуть более 1% перевозок. Вообще говоря, железные дороги не пользуются в Турции большой популярностью, и несмотря на приличную длину маршрута и количество станций вдоль побережья по обе стороны Босфора, электрички в Стамбуле практически незаметны.

13. Менее процента перевозят частные паромы компании TurYol. Чем они отличаются от "морских автобусов", кроме формы собственности, я не знаю (говорят, что ходят быстрее и чаще, и сами суда новее, чем муниципальные). На иллюстрации к пункту 9, два из них уже попали в кадр, а на стороне Ускюдара удалось заснять их терминал:

Именно этому маршруту через Босфорский пролив, между причалами Кабаташ и Ускюдар, принадлежат лавры первого в мире регулярного паромного сообщения, которое открылось ещё при османских султанах, в 1867 году (нерегулярное стартовало ещё на 30 лет раньше).

14. Маршрутки Dolmuş отличаются от минибасов из пункта 3 разве что меньшей вместимостью - 8 человек, и поэтому ближе к такси, чем к автобусам. Дольмуши чаще всего встречаются в деловом центре вокруг площади Таксим, и их доля в перевозках около 0.5%.

15. Фуникулёры даже не на последнем месте, с 0.2%. Первый из них, Тюнель, относится к самым старым в мире подземным транспортным сооружениям (уступает только лондонскому метро). С 1875 года и до сих пор он поднимает пассажиров от площади Каракёй (у Галатского моста) на 60-метровую высоту Галатского холма, к площади Тюнель, откуда начинается знаменитая пешеходная авеню Истикляль. Её нижний вестибюль выглядит вот так:

Проезд стоит около 3-х лир, и я справедливо рассудил, что на 60 метров я могу подняться и пешком - и для здоровья полезнее. Поэтому дождался поезда только для того, чтобы его сфотографировать. За свою долгую жизнь фуникулёр, конечно, сильно изменился: перешёл с паровой тяги на электрическую, с двух колей на одну, и с железных колёс на шины. Ну и выглядеть стал посовременнее, что ли, почти как троллейбус:

Второй фуникулёр - дитя современности: он открылся в 2006 году, для удобства пересадки с транспортного узла площади Таксим (что наверху) на терминал Кабаташ - паромный причал и конечная станция трамвая Т1, - расположенный в километре вниз по склону. Именно такую пересадку я намеревался сделать, но слона-то я и не заметил: фуникулёр в глаза не бросается, а о его существовании я не подозревал. Поэтому и фотки нету. Впрочем, несложно было и спуститься через парк пешком.

Дальше совсем уж экзотические виды транспорта.

16. Две канатные дороги длиной по 300 м (очевидно, через овраги). Вы их можете увидеть на карте в виде коротких чёрных штрихов - одна из них проложена от одного отеля Хилтон к другому (1993 г.), а другая ведёт к какой-то пафосной кафешке Pierre Loti (2005 г.).

17. Ностальгический трамвай. Симпатичные ретро-вагончики запустили в 1990 году вдоль авеню Истикляль:

Со скоростью пешехода они преодолевают полтора километра по главной прогулочной улице города, будучи чуть более, чем полностью, заполнены весёлой толпой туристов. Проезд-то бесплатный:

Второй такой трамвайчик курсирует на азиатской стороне с 2003 года, по кольцевому маршруту в историческом районе Кадыкёй, но туда я, конечно, не добрался.

Удивительный всё-таки город Стамбул. Здесь даже такая унылая тема, как общественный транспорт, превращается в увлекательное приключение. Интересная идея на будущее: удастся ли кому-нибудь за один день совершить мегапокатушку на всех перечисленных видах транспорта? В следующий раз буду в Стамбуле - сам попробую!

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 761 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему