Выше штрафы — ниже смертность

February 8, 2020

Дискуссия о штрафах за превышение скорости не утихает. Масла в огонь подливают буквально со всех сторон. Мы решили взять один показательный пример, как в одной стране благодаря повышению штрафов смертность на дорогах значительно снизилась.

Эта страна — Дания. С 1 января 2012 года штрафы за все нарушения ПДД там были увеличены минимум в два раза (а на некоторые виды нарушений — в пять раз). Такое минимальное увеличение — до 1000 крон (примерно 9400 ₽) — постигло и штрафы за превышение скорости до 20% сверх установленного ограничения. То есть, если стоит ограничение 50, а ты едешь 59 — будь добр, заплати 9400 рублей.

Таблица штрафов за превышение скорости в Дании. Во второй строке — ограничение скорости, далее указаны диапазоны превышений. Во втором справа столбце — штрафы для легковых автомобилей, в крайнем правом — для грузовиков. Суммы в датских кронах, чтобы перевести в рубли — умножьте на 9,4.

Кстати, к вопросу о скидках на штрафы. Скидка (максимум 50%) на штрафы в Дании предоставляется не всем и не за быструю оплату — а только тем, чей годовой доход не превышает 125 тысяч крон (это примерно в 2,5 раза ниже медианной зарплаты после выплаты налогов). При этом она не предоставляется автоматически — нужно писать специальное заявление. Если переносить эту систему на российские реалии, скидку можно было бы предоставлять людям с месячной зарплатой менее 14 тысяч рублей.

Рекорд за все годы ведения статистики

Такое радикальное увеличение штрафов сработало мгновенно. В 2012 году количество жертв аварий в Дании снизилось почти на четверть с 220 до 167 человек в год. За всё время подсчётов (с 1930 года) этот год стал самым безопасным.

До увеличения штрафов темпы снижения смертности замедлялись — государственная программа, действовавшая до этого, уже не приносила таких значительных успехов. Так, прямо перед введением штрафов, за 2011 год смертность на дорогах снизилась только на 15%. Впоследствии была принята новая программа безопасности до 2020 года, которая позволила удержать полученный результат — в среднем в Дании на 100 тысяч жителей гибнет 3 человека, а на 100 тысяч автомобилей — 5 человек. Сравните с цифрами по России: 18 погибших на 100 тысяч жителей и около 50 (в разных источниках данные разнятся) — на 100 тысяч автомобилей.

Смертность на дорогах Дании, 2008–2018. Источник: Statistics Denmark

Датский Совет по дорожной безопасности выделяет два приоритета в своей работе:

  • Ошибки участников дорожного движения не должны приводить к серьёзным последствиям;
  • Намеренно опасное вождение должно быть сведено к минимуму.

Оба этих направления напрямую связаны с ограничением скорости и штрафами за превышение. Снижение скорости движения автомобилей в городе во много раз снижает вероятность серьёзных последствий в случае ошибки: на скорости 60 км/ч вероятность, что пешеход выживет при столкновении — всего 15%, а высокие штрафы способствуют соблюдению установленных ограничений. Лихачество должно быть наказуемо.

Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 761 из 25 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 761 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему