Опрос людей, гуляющих с колясками

October 9, 2012

Когда мы говорим о пешеходной инфраструктуре, то надо понимать, что она должна быть удобна не 25-ти летним сильным молодым людям, а в первую очередь пожилым и людям с колясками. Это те группы населения, которые вообще не смогут пользоваться городом, если он будет неудобен.

У нас так и происходит – выход из дома в магазин, когда тебе 70 лет, это целый подвиг – на пути различные бордюры, подземные переходы, четырёх и даже шестиполосные дороги без островка безопасности, которые нужно перебегать, чтобы не сбили, а ты бегать уже не можешь.

Пожилые люди (старше 60-65) и молодые родители, а также другие маломобильные группы населения составляют около 28% от всех жителей города, и именно для них должна строиться пешеходная инфраструктура – если будет удобно им, то будет удобно и всем остальным

Вот так выглядит город, построенный только для молодых и сильных (на картинке маршрут выхода к метро и торговому центру из большого микрорайона, ежедневно в этом месте пролезает через автомобили, наступает в лужу, переходит дорогу без зебры и идёт к метро 22,200 человек)


А вот так бы это место выглядело в городе, который не забивает на 25% своего населения


Волонтёры Городских Проектов провели огромное социологическое исследование в одном из спальных районов Москвы (понятно в каком) и опросили людей, гуляющих по городу с колясками, о том, чем они занимаются, что им мешает и что им хотелось бы видеть в городе.

Начнём с общей картины, многие почему-то думают, что с детьми в основном гуляют няни, это совершенно не так


*остальные это дяди, тёти, прабабушки и т.д.

81,6% опрошенных гуляют с детьми 2 и более раз в день, у 92,1% опрошенных каждая прогулка занимает более полутора часов



То есть эти люди проводят в городе минимум 3 часа в день. Человек, идущий до метро и обратно, проводит на улице 15-30 минут в день.

В районе метро Щукинская нам показались привлекательными три основных зоны для прогулок с колясками (два парка и набережная). В ходе исследования выяснилось, что 56% процентов опрошенных гуляют с детьми в двух и более зонах, а 44% приходят в парк или на набережную и гуляет там. Это означает, что 56% людей с колясками активно передвигаются по району, а не идут из дома в парк, и им особенно важна хорошая пешеходная инфраструктура.

Далее мы спросили, что люди с колясками считают наиболее опасным на своих маршрутах. Ответы:

- неудобные переходы дороги: 61,84%

- интенсивное движение: 19,74%

- выгул собак: 18,42%

- строительные работы: 14,47%

- отсутствие освещения: 11,84%

- опасные детские площадки: 7,89%

- другое: 27,63%

более 60% опрошенных назвали неудобные пешеходные переходы и интенсивное движение машин.


Люди просят регулируемые пешеходные переходы, а не подземные переходы и не просто зебры. И также чтобы машины по дорогам ездили медленнее


В наших спальных районах часто улицы бывают чрезмерно широкие. Это приводит к тому, что люди по ним быстро едут, а вопрос о замедлении движения автомобилей в районах у нас вообще не стоит, разве что иногда редко и бессистемно положат лежачего полицейского. Существует много техник замедления движения, островки для пешеходов, узкие улицы, отсутствие длинных прямых участков – всё это никак не влияет на пробки (в спальных районах они если и возникают, то на перекрёстках), но значительно повышает ощущение безопасности у гуляющих по городу людей.

18% людям с колясками доставляет неудобство выгул собак


Эту проблему тоже несложно решить, нужно просто строить площадки для выгула собак, вот как в Нью-Йорке, например. Это совсем не дорого и не сложно


15% считают опасными строительные работы (тут сложно что-то сделать), 12% считают опасным отсутствие освещения. В Щукино два парка вообще не освещены, улицы и дворы освещены очень плохо – так по всей Москве происходит. Свет на улице очень сильно влияет на ощущение безопасности, когда на улицах вечером темно, то обычные люди стараются побыстрее уйти с улицы в помещение, в результате на улице оказывается мало обычных людей, и место становится менее безопасным (ведь чем меньше людей, тем опаснее место).


Дальше мы спросили, какие характеристики маршрута они считают наиболее важными. Ответы:

- озелененные территории: 54%

- регулируемые пешеходные переходы: 39%

- детские площадки: 34%

- освещенность: 30%

- тишина: 30%

- наличие пандусов: 29%

- наличие туалетов: 14%

- спортивные площадки: 4%

- другое: 43%

В "другом" люди отвечали: лавочки, вода, чистота, ларьки, лужайки в парках без кустов, близость кафе и магазинов, навесы для защиты от дождя.

Следующий вопрос: чем занимаются люди во время прогулок с детьми помимо того, что присматривают за детьми? (можно было выбирать несколько вариантов)


В другое (25%) писали: работаю, посещаю почту, банк и магазины, занимаюсь спортом, вяжу, сижу в интернете. Никто не ответил «сижу в кафе», потому что нет кафе, очень мало ответов «сижу в интернете», потому что нет интернета: виды активности не отличаются разнообразием потому, что нет подходящей инфраструктуры

Дальше мы спросили, что людям бы хотелось бы видеть в городе на маршрутах. Ответы:

- Туалет: 38%

- Детская площадка 36%

- wi-fi 28%

- Детский магазин 16%

- Спортивная площадка 16%

- Пеленальная комната 14%

- Продуктовый магазин 14%

- Лавочки 9%

- Другое 38%

В категории «другое» респондентами были названы: «лавочки с ребристыми спинками, чтобы на спинки не садились», «недорогие аттракционы», «карусели», «детские кружки», «булочная», «киоск», «кафе» (в т.ч. «кафе с верандой»), «розетки», «парковка для колясок», «навес от дождя», «развлекательные мероприятия», «удобный для посадки с коляской трамвай», «киоск с кормом для птиц», «урны», «площадка для собак», «более интересные детские площадки», «родительские собрания», «собрания для мам».


Если резюмировать: детские площадки у нас сейчас выглядят как-то так:


А должны бы выглядеть как-то так:


Наши города совершенно не приспособлены для маломобильных групп населения – пожилых и людей с колясками, это выражается в основном в очень большом количестве смены уровней на пешеходных путях (главная в данном вопросе проблема это, конечно, подземные переходы), тотальном доминировании автомобилей в городских пространствах и на улицах (парковки на тротуарах и на площадях, быстрое движение по районным улицам) и почти полном отсутствии муниципальной инфраструктуры (кроме задрипанных детских площадок ничего и нет, даже лавочку не найти обычно, не говоря уж об интернете или туалете).

Мало того, что отсутствует муниципальная инфраструктура, так ещё и нет условий для возникновения частной – кафешки не выживают на улицах, где неуютно сидеть и где мало людей проводят свое время.

Если визуализировать, то сейчас у нас всё как-то так:


А должно быть как-то так:


Всё это очень недорого, и вопрос реализации стоит только политический.

Пост подготовлен Городскими Проектами Ильи Варламова и Максима Каца. Над постом и исследованием работали:

Катя Фефелова – социолог,

Оля Висленева – урбанист

Аня Машера – координатор

Аня Рогова – координатор

Волонтёры Городских Проектов

Отчет: «Отношение жителей муниципального образования «Щукино» гуляющих с детьми в колясках к маршрутам их прогулок»

Проект маршрута для прогулок с детьми в колясках в муниципальном образовании Щукино:

Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 761 из 25 000 рублей
Щукино: делаем район удобным для жизни
Текущий проект

На территории района мы с 2012 года проводим исследования. Посчитать количество автомобилей, найти для них парковочные места, изучить схемы движения транспорта и предложить оптимизацию, дать рекомендации по реконструкции парка, скверов или набережной, — вот неполный список наших дел. Хотим сделать много отличных зон притяжения, где будет приятно и интересно находиться, а весь район — удобным для жизни.

Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 761 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему