Типичный случай. Почему Вологда может лишиться троллейбусов.

February 1, 2016
Материал подготовил Александр Журавлев

Вологда — областной центр с 350-тысячным населением, один из крупнейших транспортных узлов Северо-Запада. На официальном сайте городская администрация рапортует об экономическом процветании Вологды, рекордном строительном буме, программах развития с позитивными названиями «цветущий город» и т.д. С гордостью отмечается, что во многих городах страны пассажиров возят троллейбусы, изготовленные в Вологде.

Сама же вологодская троллейбусная система может прекратить своё существование. Транспортный перевозчик ОАО «Вологдаэлектротранс» признан банкротом, на предприятии введено конкурсное управление, а водители получили уведомления об увольнениях.


Автор: Guaglione с сайта transphoto.ru

Непопулярный троллейбус
Причина банкротства, как и у многих российских предприятий электротранспорта, общая — нерентабельность перевозок. Ключевой фактор — хаос, который допускают городские власти в управлении системой городских перевозок: дублирование маршрутками популярных линий автобусов и троллейбусов, отсутствие единого расписания и требований к подвижному составу. У муниципалитетов отсутствуют программы развития общественного транспорта, понимание экономики «популярных» и «социальных» маршрутов, единого организатора перевозок.

Городские перевозки — только бизнес
Вдоль Ленинградской улицы, где расположены крупнейшие микрорайоны Вологды, в 1976 году проложили первую контактную сеть, и троллейбус стал основным видом транспорта для этого района. Но с начала нулевых он стал вытесняться коммерческими маршрутами автобусов. Если в конце 1990-х по Ленинградской наряду с 3 троллейбусными ходило 3 автобусных маршрута, то в 2010 последних стало уже 13.

Почти неконтролируемый рост маршрутной сети частных перевозчиков привел к тому, что количество автобусных маршрутов за несколько лет возросло с 30 до 60. Это происходило на фоне ежегодного снижения общегородского пассажиропотока. При этом почти все маршруты проходили по идентичным трассам, соединяя спальные районы через центр, а на линии встали автобусы малой вместимости ПАЗы и ГАЗель. Без стабильного расписания, а зачастую и маршрута движения, они за 2-3 минуты до прибытия регулярного транспорта забирают пассажиров. В этой гонке троллейбус стал проигрывать в борьбе за пассажироёмкие маршруты. Доля перевозок троллейбусом упала до 10%, хотя в 1990-е троллейбус перевозил половину пассажиров города.

Троллейбусная сеть к изменениям пассажиропотоков не адаптировалась, маршруты не менялись с конца 80-х годов. Последний прибыльный маршрут — троллейбус №4 в ноябре 2015 года задублирован автобусом №14.


Маршрутка ловко перехватывает пассажиров у троллейбуса. В «рогатый» заходят либо льготники, либо обладатели проездных.
Автор: Дима Грачев с сайта fotobus.msk.ru


В долговую яму «Вологдаэлектротранс» подтолкнули и неисполнение обязательств властей региона и города. В их обязанность входит выделение компенсаций транспортным предприятиям за перевозки льготных категорий пассажиров. Только многомиллионные долги «Вологдаэлектротрансу» в последние пять лет удается взыскивать только через суды. Автобусное муниципальное предприятие ПАТП-1 также ждет возврат огромного долга за льготников. Частные же перевозчики в социальный заказ не идут, предпочитая возить только платежеспособных пассажиров

Пассажир и турникет
Руководство «Вологдаэлектротранса» в последние годы сделало ряд ошибок, которые в купе с нехваткой средств привели к дальнейшей деградации троллейбусного движения. Снижая издержки, в 2013 году троллейбусы самого популярного 4 маршрута оборудовали турникетами. Расчет был сделан на покупку пассажирами электронных карт и высвобождение кондукторов. Однако из-за того, что электронные карты не действовали в маршрутах автобусов частных перевозчиков и из-за неграмотно просчитанного билетного меню на введенных электронных кошельках, пассажиры продолжали покупать билеты у водителя. Скорость и удобство снизились вместе с пассажиропотоком.

«Вологдаэлектротранс» отменил часть вечерних рейсов. До 2013 троллейбус был практически единственным транспортом в городе, на котором можно было надежно уехать с 9 вечера до полуночи.

Популярность троллейбуса снижалась также из-за ужасающего состояния подвижного состава: грязный салон, обрывки старой рекламной пленки на бортах, частые поломки и сходы с линии.


В последние 2 года за внешним видом троллейбуса никто не следит. Автор: Denis Mesherskij с сайта transphoto.ru

А как всё хорошо начиналась



Надвигающаяся гибель вологодского троллейбуса кажется странной, учитывая что ещё пять лет назад, благополучно пережив «лихие 90-е», вологодское троллейбусное хозяйство считалось одним из лучших в России. В 1993 году троллейбусное депо стало первым акционерным обществом среди предприятий электротранспорта. Основные акционеры «Вологдаэлектротранса» эффективно справлялись с задачей по перевозке пассажиров. Троллейбусный парк был полностью обновлен. По городу ездили новые низкопольные троллейбусы «Авангард» производства вологодского завода Транс-Альфа, «бэушные», но в превосходном состоянии сочлененные Graf из Австрии и собранные в Вологде же Шкоды 1998 года. В городе была обновлена контактная сеть — впервые в России были установлены скоростные стрелки, что увеличило скорость движения. Сходы токоприемников значительно сократились.



Позиция властей
В отличие от других городов (например, Москвы), власти Вологды ни разу не высказывались за ликвидацию электротранспорта, хотя отмена троллейбусного движения не вызвала тревоги у профильного руководства в администрации города. После сообщений о банкротстве «Вологдаэлектротранса» начальник департамента градостроительства и инфраструктуры Вологды Антон Мусихин спокойно отреагировал на угрозу исчезновения троллейбуса: «В настоящее время ПАТП совместно с нами проработало несколько вариантов замещения троллейбусных маршрутов автобусами. Это означает увеличение количества автобусов с сокращением интервалов на тех маршрутах, которые уже перекрывают троллейбусные маршруты, и где исчезновение троллейбусов не повлечет каких-то серьезных потерь для пассажира».

На деле, заменить троллейбус автобусами вряд ли получится. ПАТП-1 терпит убытки и не может закрыть автобусами даже свои маршруты. Поэтому в случае закрытия троллейбуса на его место придут маршрутки.

В конце января появилась информация, что городская администрация берет на себя управление «Вологдаэлектротрансом» и в Вологде будет создано единое транспортное муниципальное предприятие, объединяющее автобусные и троллейбусные маршруты. Если такое предприятие действительно будет создано, то без оптимизации маршрутов и обновления подвижного состава сложно предвидеть светлое будущее электротранспорта Вологды.

Пока власти вынашивают планы о создании единого перевозчика, городская общественность собирает подписи с требованием к властям сохранить троллейбус.

Вологодская троллейбусная система начала работу в 1976 году. Протяженность линий — 48 км, 4 маршрута, количество троллейбусов — 45. Доля перевезенных троллейбусом пассажиров — 15,4%.
Сбор регулярных пожертвований в Киров
Собрано 1 761 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему