Портлендский активист придумал интерактивный проект, чтобы выявить самые опасные места в городе и предотвращать ДТП, не дожидаясь трагедий на дороге.
Натан Хинкл знает один из самых опасных перекрестков Портленда с детства — когда-то он ходил в школу на углу 26-ой авеню и Пауэлл Бульвар. Именно в том месте 10 мая 2015 года Алистер Коркетт потерял ногу в дорожной аварии, а 29 мая Питер Андерсон был насмерть сбит машиной. Оба пострадавших ехали на велосипедах. Остальные портлендцы тоже знают этот перекресток не с лучше стороны. «Это могло случиться со мной», — говорили Хинклу его товарищи после двух трагических происшествий. Всего же,: с учетом смерти Андерсона за пять месяцев года на дорогах Портленда погибло десять пешеходов и велосипедистов.
В июне городской совет одобрил план Vision Zero, предполагающий, что к 2025 году число аварий, повлекших за собой смерть или серьезный вред для здоровья, будет сведен к нулю. Одновременно Хинкл запустил сайт NearlyKilled.Me. (Меня чуть не убили), «Если мы знаем, что какой-то перекресток небезопасен, зачем доводить дело до аварии?» — задается вопросом энтузиаст. Созданный им сайт позволяет жителям города, передвигающимся пешком или на велосипеде, добавлять на карту информацию о местах, где они чуть было не попали в аварию или стали участниками незначительного дорожного происшествия. Веденная пользователем информация отображается в виде желтой метки на карте — сейчас их там уже около пятисот.
Хинкл считает, что его сайт поможет неосторожным водителям пересмотреть свое поведение и даст городским властям информацию о наиболее проблемных участках. Портлендское транспортное бюро тоже собирает информацию о дорожных происшествиях, но в их отчеты попадают лишь уже случившиеся ДТП, а потенциально опасные места оказываются вне поля зрения чиновников. NearlyKilled.Me исправляет это упущение.
«Мне кажется странной ситуация, когда власти ждут аварии, чтобы начать что-то менять», — говорит Хинкл. Он считает, что власти должны предотвращать ДТП, а не устранять последствия уже случившихся аварий.
Каждый понедельник NearlyKilled.Me автоматически формирует отчет за неделю, который затем направляется дюжине городских чиновников. Включая транспортное бюро, которое, к разочарованию Хинкла, пока слабо реагирует на эту информацию. «Безусловно, такая необычная информация, основанная на личном опыте, представляет определенный интерес, — говорит представитель бюро Габэ Графф.
— Однако задача плана Vision Zero не в том, чтобы устранить аварии как таковые, а в том, чтобы снизить вред для людей». NearlyKilled.Me, по мнению Гаффа, должны работать с другими энтузиастами, например, программой «Безопасная дорога в школу», также предполагающая сбор данных от учеников и их родителей. Свою задачу в рамках реализации Vision Zero бюро видит в том, чтобы собрать данные о ДТП с тяжелыми последствиями. Такие данные они получают от транспортного департамента штата Орегон, который вообще не учитывает часть инцидентов, поскольку не считает их достаточно серьезными.
Графф не видит в этом плохого, его беспокоят другие проблемы: «Когда в 2014 году в Сан-Франциско приняли план Vision Zero, они сравнили официальные данные о ДТП с отчетами больниц и службы скорой помощи и выяснили, что масштаб столкновений велосипедистов с велосипедистами, велосипедистов с пешеходами, а также ДТП с участием афроамериканцев сильно преуменьшен».
Граффа и директора по коммуникациям портлендского транспортного бюро Джона Брэйди волнует проблема равенства на дороге, и они считают, что сбор информации путем краудсорсинга не вполне соответствует этой задаче. К примеру около 10% жалоб на NearlyKilled.Me локализованы на Клинтон Стрит Гринвей, которая является частью вело-пешеходной зоны. И проблемы здесь возникают не только из-за объективных недочетов уличной инфраструктуры, но и потому, что на улице более интенсивный велотрафик, чем в других местах.
Впрочем, местные жители поднимали вопрос о повышении безопасности на Клинтон Стрит еще до запуска NearlyKilled.Me. Хинкл считает, что его сайт доказывает их правоту. Граф и Брэйди в целом ом с ним согласны, но считают, что и тут может быть нарушен принцип равенства. «Совсем необязательно, что те, кто пишет жалобы на сайте, и те, кто реально уязвим, — это пересекающиеся аудитории, — говорит Брэйди. — По нашим данным жители бедных районов больше рискую попасть в аварию, чем живущие в более благополучной части города. Однако не факт, что именно эти люди пишут жалобы на сайте».
Хинкл, в свою очередь, считает, что власти должны поддержать его проект и поощрять людей делиться информацией с NearlyKilled.Me. Тогда там будут учтены и бедные, и богатые. Число аварий с участием велосипедистов и пешеходов в Портленде не так велико, однако, как говорит активист, «множество людей опасаются сесть на велосипед или ходить по городу пешком, потому что время от времени они слышат о смертельных ДТП и боятся за свою жизнь». Перекресток 26-ой Авеню и Пауэлл Бульвар как раз иллюстрирует эту мысль. «Кто помнит, когда в последний раз там было серьезное ДТП до этих двух случаев? — говорит Хинкл. — А с другой стороны множество людей, которые ездят и ходят там постоянно, сообщают, что они чудом избежали аварии».
Оригинал. Перевела с английского Анастасия Ромашкевич